Вы когда – ни будь влюблялись в неодушевленные предметы? Да так, чтоб без памяти, так чтобы волосы дыбом и бессонные ночи? Вы когда – ни будь чувствовали себя загнанной в угол белкой из колеса? В Тунисе, я влюбилась в пустыню Сахара и двое суток проведенных там полностью меня изменили и вывели из тупика. «Все будет так, как должно быть…»
Вы когда – ни будь влюблялись в неодушевленные предметы? Да так, чтоб без памяти, так чтобы волосы дыбом и бессонные ночи? Вы когда – ни будь чувствовали себя загнанной в угол белкой из колеса? В Тунисе, я влюбилась в пустыню Сахара и двое суток проведенных там полностью меня изменили и вывели из тупика. «Все будет так, как должно быть…»
Первый раз я ее, пустыню, совсем не надолго, увидела во время поездки из Асуана в Нубийскую деревню в Египте. Этот зрительный образ преследовал меня во сне, я бесконечно рассматривала фотографии и еще не понимала, что со мной происходит.
… еще зимой, прочитав книгу Тахир Шаха «Год в Касабланке», я, как это ни парадоксально, захотела не в Марокко, а в Тунис. Необъяснимая женская логика. И я начала мечтать. Всю зиму я рассматривала путеводители и отели, засыпая, думала о пустыне с величественным названием Сахара и безапелляционно сообщила близким, что в этом году отдыхать едем только в Тунис.
Издерганная, нетерпимая уже в мелочах, а по - крупному приходящая в бешенство, нервы натянуты как струны плохо настроенной гитары, лавины информации засыпающие меня со всех сторон и не дающие даже вздохнуть и понять где я? Куда мне сейчас? О чем я? Как найти намордник для своих необузданных эмоций?
Все сразу пошло не так, как было запланировано – задержка на рейсе, прибытие уже под утро, никто не говорит вокруг ни на русском ни на английском. Невозможно купить ту экскурсию, что я себе нарисовала. Не возможно найти турбюро и еще миллион невозможностей… А потом «Рамадан, мадам.. и ваш русскоговорящий гид просто не вышел на работу…» «Да, еще, эти чужие люди будут ехать вместе с нами…» «Мы не поедем именно в это место – так получилось, мы его проехали мимо…»…
А потом я увидела ее.
Этот кирпично-рыжий, войлочный, непередаваемо мягкий и волнистый ландшафт невозможно спутать ни с чем. Только тут неимоверная и изнуряющая жара доставляет удовольствие. Тут, опустив усталые ноги в горячий ковер песка я первый раз в жизни ощутила внезапную страсть не к человеку… . Босые ноги проваливаются в бронзовый песок, а тебе хочется раскинув руки лететь. Как же ты прекрасна Сахара, как прекрасна.
Пустыня огромна, пустыня настолько красива и впечатляюща, что писать об этом можно, наверное, толстые тома. Городки, деревни, маленькие кафешки и ресторанчики, кус-кус и кофе, соленые озера- огромные, сколько глаз может охватить, паромная переправа и прохладные оазисы с водопадами, Атласские горы, квадрациклы и песчаные бури. Удивительные люди, которых я встречала по дороге. Душная и плотная ночь тунисская, такая же древняя, как хиджабы, уже редко встречающиеся на головах прекрасных жительниц этой страны. Сахара ждет и туда магнитом тянет вернуться.
Берберы и троглодиты и сейчас живут там. Разница в их и нашем существовании = пропасть. Туда, в пропасть, меня языкатую и своенравную сбросил бы абсолютно любой из граждан мужского пола. Ибо женщина - это ковер, кухня и куча детей чумазых. И не умничай, женщина. А ковры - плотные и тонкие, такие яркие- постелил в детской, и ещё пра-пра-правнуки будут по нем бегать и слушать бабушкины сказки.
Расскажу еще о розе. Розе пустыни. Горы вокруг огромного солончакового озера. Лужицы розовой, красной, белой с кристаллами соли водички на палящем солнце, песок местами, останки лодок, шалаши и розы, розы Сахары. Одна поедет со мной домой и будет напоминать об этих днях. Причудливый космический ландшафт и такие же нереальные розы. Вспомнила Сент-Экзюпери, его Маленького Принца и Розу. Самое место тут принцу с розой, самое место. Есть мнение, что это молния ударяет в соленое озеро и появляются розы. Мне подходит более романтичный вариант – будто бы на этом месте был гигантский розовый сад и окаменелые розы из прошлых веков случайно оказались на поверхности…
В Сахаре – верблюды, это корабли пустыни, не суетливые, величественные, идут себе и идут переступая и растворяясь в вечности… Красиво. Даже возле отелей, на пляже, покрытые унизительно розовыми попонками и то, величавые и грандиозные…
Миражи. До сих пор я их не встречала. А тут на каждом шагу. Расскажу о своем первом. Мы остановились на берегу соленого озера, солнце стояло в зените и после кондиционированного салона автомобиля, воздух просто огнем охватил все тело, проник расплавленным потоком внутрь и буквально приказал не двигаться – стоять и смотреть. И мы смотрели. Вон, вдалеке, рябь пробежала по воде, а по ту сторону едва заметны силуэты пальм- оазис? Тут наш сопровождающий, мотая радостно головой, сообщил, что нет, нет там ничего – мираж. Так а ты отчетливо видишь! Как не верить глазам. Закрываешь глаза, думаешь, все, солнечный удар, потом вспоминаешь, что белобрысая твоя макушка не могла так быстро нагреться и вообще! Открываешь глаза – перед тобой ясно виднеется вода, по ней ветерок гонит мелкие завитушки волн, а из-за плеча тебе – Нет! Нет там ничего. Первая реакция растерянность, потом мучительное, прямо болезненное ощущение сдвига в голове. Потом были и другие миражи.
Вернувшись я и про Летучего Голландца почитала, и про Фата Моргану, про все миражи прочитала- пыталась навести порядок в голове и обратно задвинуть все. Но до сих пор помню это первое впечатление и нет-нет и вспомню те ощущения.
И о самом главном. «Все будет так, как должно быть»… эта фраза красной нитью прошита в книге, которая привела меня сюда. Ведь и Тунис и Марокко и Алжир и Ливия и Мавритания страны Магриба, с общей философией. По сути я совсем не ошиблась приехав сюда. Эта фраза обрела для меня вполне физические очертания и заставила вернуться абсолютно другой. Я стала более открытой и терпимой, стала доверять своей интуиции и доверять провидению, стала больше доверять людям. Теперь я еще больше ценю настоящие моменты, больше ценю то, что со мной происходит, больше ценю близких и окружающих меня друзей… Сейчас, оглядываясь назад, радуюсь, что вспомнила там эту фразу – а она как раз о сути этих мест. Отказавшись от слепого и педантичного следования каждому пункту программы я в результате получила много больше, чем ожидала. Вынесла просто бесценный жизненный опыт и стала другой. Все будет так, как должно быть… Доверяйте своей интуиции и, если вам просто сейчас, захотелось пройти этот путь – сделайте это.
В заключении я бы хотела рассказать, как можно растянуть это удовольствие, как можно на дольше. Привезите с собой домой коврик, яркую и пеструю глиняную, прославленную на весь мир посуду. Положите в нее финики и сладости. Научитесь готовить кус-кус с привезенными оттуда специями и заваривать мятный чай. Приготовьте кофе, восхитительный тунисский кофе в маленьких стеклянных стаканчиках с едва обозначенной талией- и позовите своих друзей – в рассказах о том, что было, вы опять вернетесь туда… Так, как и я. Удовольствие будет длиться бесконечно…
Добавить комментарий