Агрессии в консультировании уделяется достаточно много внимания. И по началу может казаться, что все просто: если злишься, значит либо потребность не удовлетворена, либо нарушены границы.
Агрессии в консультировании уделяется достаточно много внимания. И по началу может казаться, что все просто: если злишься, значит либо потребность не удовлетворена, либо нарушены границы.
— Нарушили границы — берешь и отстаиваешь, возвращаешь как было.
— Не удовлетворена потребность, пойми какая, ищи как и чем ее удовлетворить, а когда нашел — действуй.
Но когда начинаешь погружаться в тему агрессии, то оказывается, что все не так просто. В какой-то момент вообще становится непонятно где агрессия, а где что-то другое.
И вот несколько примеров, где можно запутаться:
Многим знакомо сильное чувство тревоги. Такое, когда где-то в груди что-то сжимается, расширяется, давит, засасывает. Так вот, сильная злость, которая удерживается, может ощущаться абсолютно так же.
Человек пришел к начальнику, начальник ругается. Человек говорит, что его трясёт и чувствует жуткую тревогу. Поразмыслив над чувствами по отношению к начальнику, удалось заметить, что скорее трясет не от тревоги, а от ярости.
Осознав это, тревога исчезла. А агрессия начала ощущаться не сдавливанием в груди, а жаром и напряжением в скулах.
Казалось бы, что может быть менее агрессивным, чем проявления любви?
А теперь прочитайте:
Крепко обнять
Расцеловать
Накормить досыта
Заняться сексом
Видите ли вы в этих действиях агрессивность?
Вспомните родителей, которые целуют своих детей на людях, а дети говорят "Отстань!" и пытаются вырваться из "любовных" объятий.
Вспомните проявления любви, которые выражаются через тонны еды и чрезмерной заботы.
Нет? Не агрессивные действия?)
Часто люди, которым трудно говорить и выражать агрессию, заменяют ее обидой. Это может быть обида скрытая — когда другой не в курсе, что я обиделся (иногда и я сам этого не замечаю), и открытая — когда я говорю другому, что обиделся.
Говоря об обиде, человек обычно оказывается недоволен поведением другого, но не готов говорить ему об этом напрямую.
— “Ты мне не позвонила, я обиделся!” — обида.
— “Я злюсь на тебя, потому что ты мне не позвонила!” — агрессия.
Ситуация одна и та же. И в ее основе лежит недовольство. Но в случае с обидой я отказываюсь от попытки о чем-то договориться, что-то изменить, а скорее забрасываю удочку (говорю, что обиделся) и жду, когда другой отреагирует так, как мне хочется, изменится.
Вспомните, как вы себя чувствуете, когда в момент вашей неудачи кто-то говорит: “Я так и знал! А ведь я тебе говорил, а ты не слушал!”. Наверняка первое что приходит в голову — это злость. Ведь в такие моменты хочется, чтобы человек заткнулся. Но если посмотреть внимательнее, то за секунду до злости можно было бы заметить стыд.
Вы когда-нибудь реагировали агрессивно на обвинения? Иногда это действительно защита. Но иногда, особенно когда я действительно виноват, я могу злиться, ругаться вместо того, чтобы чувствовать вину.
Представьте, что вы проходите собеседование, которого давно ждали, на позицию, которую давно хотели и в организацию, которая вам нравится. Все ваши близкие знают, сколько вы готовились к нему и на сколько это для вас важно. Но на собеседовании вам сказали, что не готовы вас взять. Вы приходите домой и все разом подбегают и начинают спрашивать: “Ну что? Ну что взяли? Нет?! А почему?”. Порой в этот момент хочется махнуть рукой, сказать “Что пристали?!” или обвинить тупых эйчаров. Но если смотреть вглубь, то можно увидеть печаль и разочарование.
А бывает и так, что даже радость может маскироваться агрессией, если человек, в силу каких-то обстоятельств, считает невозможным поддаваться, проявлять или показывать радость.
Ну про любовь и ненависть все знают)
Несмотря на то, что умение различать свои эмоции, правильно их опознавать и называть является базовым навыком, с которого очень часто начинается работа, я все равно удивляюсь, сколько ясности это вносит в ситуацию клиента.
Иногда уже одно понимание собственных чувств приводит к разрешению проблемных ситуаций.
Поделитесь, хорошо ли вам удается замечать, различать и называть свои эмоции.
Если сходу трудно понять, есть легкий способ это сделать. Ответьте себе на вопрос: “Какие эмоции у меня появлялись в процессе чтения этого поста?”.
Добавить комментарий