Нужно внимательно относиться к потребностям и внутренним порывам детей, а не сводить воспитательный процесс к внешним проявлениям.
Методику «Позиции в общении» принято считать наиболее универсальной и продуктивной в психологии. Она содержит ключ к построению взаимоотношений. И если позиция «Наблюдатель» вполне понятна, то позицию «Другой» стоит рассмотреть детально.
Позиция «Другой»
Представьте себе, что пятилетняя девочка осталась в комнате одна и разбила мамину любимую вазу. Многие женщины в этой ситуации в порыве эмоций сходу прибегают к наказанию. В итоге все кричат, мать расстроена, ребенку больно и очень обидно. И такие эпизоды могут повторяться снова и снова, если не проанализировать сценарий.
Прежде всего давайте посмотрим на позицию девочки. Почему она так поступила? Какой мотив заставил ее тронуть вазу? Возможно она хотела помочь матери и протереть ее, заметила красивый узор или блик на поверхности, решила использовать эту вазу в своей игре или просто поставить цветок. Следовательно у нас есть мотивы помощи, любопытства и тяги к творчеству. Порыв может быть и другим, но результат нам уже известен.
Причины и следствия
Важно понимать, что ребенок из любой ситуации извлекает урок. Если девочка хотела помочь матери и у нее это не получилось, то на уровне подсознания она будет считать, что получила наказание именно за желание помочь. Это отложится, и в дальнейшем малышка вряд ли захочет повторить грустный опыт. И потом мать будет удивляться, почему дочь не хочет помогать ей ни в чем.
Допустим, девочку к вазе подтолкнуло чистое любопытство, познание или же творчество. Из-за наказания этот порыв будет связан в памяти с болью, страхом и обидой, отсюда – пассивность ребенка, страх перед проявлением себя и своих способностей. Если же дочь хотела каким-то образом порадовать маму, но из-за неумелой реализации желания подверглась наказанию, то в дальнейшем она будет более сдержанной в проявлении чувств. И если такая «воспитательная мера» становится регулярной, ребенок отдаляется, появляется отчуждение в отношениях.
Чтобы избежать негативных последствий, стоит развивать в ребенке позитивные мотивы и желания. Для этого нужно внимательно относиться к потребностям и внутренним порывам детей, а не сводить воспитательный процесс к внешним проявлениям. Такой подход позволит правильно формировать систему ценностей и суждений ребенка. Важны не ошибки детей, а то, чему они учатся в каждой отдельной ситуации. Не стоит недооценивать эти повседневные уроки.
Добавить комментарий