Мой личный опыт внешкольного обучения детей
В двух предыдущих статьях "Подводные камни семейного обучения" и "Радости домашнего обучения" я рассказала о двух, совершенно разных, видах внешкольного обучения - семейном образовании и домашнем обучении.
В чем разница между ними?
При семейном образовании вы официально забираете ребенка из школы и берете всю ответственность на себя. Сами ищете программы, покупаете учебники и готовите ребенка к государственным экзаменам. Естественно, это сложно сделать без помощи высококвалифицированных репетиторов, которых надо еще поискать и оплатить.
Этот вид обучения я попробовала лишь со старшим сыном, став в середине 80-х первопроходцем. Я очень быстро научила его читать и писать, для этого не нужно часами сидеть над прописями, портя зрение и осанку, как это происходит в школе. Достаточно зажечь в глазах малыша искорку интереса и радости, а себя мотивировать на творчество.
Еще В.Сухомлинский, великий педагог и детский писатель, рисовал букву "Ж" в виде жука, и дети мгновенно запоминали ее. А остальные буквы?
Я изобразила их в виде узнаваемых имиджей, а потом, двадцать лет спустя, с помощью замечательной художницы А. Дурды сделала "Радужную азбуку" с "говорящими буквами" и забавными двустишиями. Змейка превратилась в "З", Рыбка - в "Р", а Цветы сложились в букву "Ц".
Такие буквы и запоминать не надо! Они сами говорят с малышом.
А потом начались чудеса! Из "говорящих букв" сам собой родился "говорящий шрифт", и 4-5-летние малыши в течение двух недель начали читать первые фразы и даже первые рассказы! Еще месяц-другой, и говорящие буквы-подсказки постепенно сменились обычными.
С прописями еще проще! Мы не пишем, а рисуем цветными фломастерами в крупных прописях. Сначала печатные буквы, а потом - прописные.
Если в первом классе на обучение чтению и письму тратятся долгие часы, недели, месяцы, то дома это - короткие пятиминутки. К концу первого класса далеко не все первоклассники бегло читают. Дома даже самые непоседливые, озорные и неусидчивые осваивают чтение за 2-3 недели, а письмо - в течение 2-3 месяцев. При условии, что у родителей есть метод, который мне пришлось изобрести самой, изложив его в десятках "радужных" учебников.
В конце первого класса мой старший сын влился в школьное обучение, и больше к семейному образованию я не возвращалась, трезво оценивая свои силы. Но фундамент, полученный дома, держал его на плаву все последующие годы обучения в школе, вузе и даже на работе.
Дома он получил главное - интерес к учебе, умение учиться, любовь к будущей профессии. И произошло это в 4 года - возраст импринтинга, часто определяющий всю дальнейшую жизнь.
При домашнем обучении за результаты учебы отвечает школа, к которой ребенок прикреплен. Она снабжает ребенка библиотечными учебниками и дает возможность посещать занятия по индивидуальному расписанию. Это очень удобно, правда, для перевода на домашнее обучение нужно серьезное основание, например, состояние здоровья. Мы жили в другой стране, поэтому школа пошла навстречу, хотя время от времени требовала постоянного присутствия детей на занятиях. Благодаря "радужным учебникам" и недолгой учебе в "Веселковой Школе", родившейся в Закарпатье, они учились гораздо лучше одноклассников, учеба в обычной школе давалась им легко. Но многое неприятно удивляло. Например, бурный поток домашних заданий по всем предметам, которые невозможно качественно выполнить, сохранив при этом здоровье. За короткое время, проведенное в школе, двое средних детей потеряли остроту зрения, дочь ссутулилась, потом пришлось долго заниматься балетом для взрослых, чтобы выпрямиться. Потеря интереса к русской литературе - еще один побочный эффект от школьных занятий (к сожалению, дочь выбрала ЕГЭ по литературе, это было большой ошибкой. Натаскивание на сдачу ЕГЭ убивает искру Божью в ребенке, талант и радость познания).
Поэтому для младшего сына я выбрала дистанционное обучение, но, к сожалению, лишь в старших классах. За годы школьной учебы, даже частичной, на домашнем обучении, он успел возненавидеть школу, учебу, чтение как таковое, учителей и одноклассников. В отличие от средних детей, ему пришлось сидеть за партой месяцами, готовясь к ОГЭ. Беспредел в этой школе напоминал армейский, и хотя ребенок у меня спортивный, выросший в горах, он ухитрился сломать руку на уроке физкультуры, соревнуясь с одноклассниками в многокилометровом беге - зачем вообще с кем-то соревноваться?! - а заодно надышаться электронными сигаретами, которые прямо на уроках курят здоровые лбы, ощутить свое бессилие, когда они же коллективно издевались над пожилой учительницей, и бессмысленность многостраничного переписывания (конспектирования) толстых учебников.
В результате мы перевели его в неплохую московскую онлайн-школу и вздохнули с облегчением. За обучение москвичей в этой школе платит город, и это большое подспорье. Все-таки частные школы не всем по карману. К тому же, дорогое обучение отнюдь не синоним качества.
Надо сказать, что и дистанционное обучение - не панацея. Оно тоже требует жертв, в т.ч. постоянного сидения за компьютером, а это недопустимо.
К счастью, в нашей школе посещение уроков было необязательным. Зато ежемесячно приходилось выполнять под дамокловым мечом дедлайна большие и сложные контрольные по всем предметам. Опоздал на минуту, получаешь неуд без возможности пересдачи. Дисциплинирует, однако.
Сын выбрал для себя предметы-фавориты, которыми занимался всерьез: русский язык, математика, физика, биология. По русскому языку и математике его время от времени консультировали хорошие репетиторы. С остальными предметами с удовольствием помогали средние дети, только что закончившие школу.
Кстати, старшие братья и сестры могут великолепно обучать младших с помощью "радужных игр".
Об этом расскажу в следующей статье "Как разбудить в ребенке математика"
Юлия Пинчук, автор образовательной системы "Веселкова Школа" (Украина) и серии "радужных" учебников для детей 4-12 лет
Добавить комментарий