Как помочь человеку в кризисе?
Сегодня увидел, что 10 сентября был Всемирный день предотвращения суицида. И так как я сейчас прохожу обучение, которое посвящено кризисной психотерапии, решил немного об этом написать.
Тема широкая и в одном посте всего не коснуться, поэтому тезисно поделюсь ключевыми мыслями, направленными на развеяние некоторых мифов.
Иногда не нужны, но иногда без них никак. Тем более, если есть суицидальный риск. Если не справляетесь вы или ваш близкий, лучше обратиться — это нормально.
Когда человек в кризисе обращается за помощью — это не означает, что он «ненормальный». Просто его собственных ресурсов и знаний недостаточно, чтобы самостоятельно справиться. И недостаток ресурсов и знаний — тоже нормально: если я не знаю как себе помочь, когда болит зуб, я иду к стоматологу.
Работать с человеком в кризисе тяжело. Чем больше узнаю об этой работе, тем больше понимаю, что вряд ли готов буду взяться за такую работу.
Не надо. В кризисном состоянии восприятие человека искажается и ему трудно объективно оценивать происходящее. Поэтому на начальных этапах бессмысленно давать советы. Любые, даже самые здравые мысли, человек просто не сможет услышать.
Кроме того, услышав совет из серии: ты найдешь себе другую, детей еще нарожаешь, все происходящее абсолютно не страшно, из-за потери работы вообще не стоит переживать и т.д. — человек скорее почувствует себя непонятым, а значимые для него переживания будут обесцененны. И тогда он может замкнуться в себе еще больше.
Человека, который находится в кризисном состоянии — ощущает себя в тупике, постоянно плачет, не спит, не ест, чувствует безысходность и отчаяние — нужно успокоить.
Не нужно. Просто не получится: смотрите пункт 2 относительно советов. И опять же, это может усилить ощущение одиночества.
А что тогда нужно? Нужно создать доверительную атмосферу, в которой человек сможет начать говорить о своей боли. Ваша задача, если вы находитесь рядом с человеком в кризисе — погружаться в мир его переживаний, задавать вопросы, слушать, выдерживать страдания близкого и не останавливать их советами и успокоениями.
Стоп-слова: не плачь, успокойся, ну что ты распереживался, до свадьбы заживет и т.д.
Не останавливайте поток переживаний человека, каким бы сильным он ни был. Просто будьте рядом и «присутствуйте».
Психологи даже называют начальный этап работы с кризисом «Психотерапией присутствия»: все что нужно — это быть рядом, интересоваться, слушать, останавливать свои порывы успокоить, снова задавать вопросы, слушать, терпеть и так по кругу до тех пор, пока слезы не начнут потихоньку "высыхать".
Нельзя у человека спрашивать о мыслях о суициде: «Я его спрошу, а он возьмет и начнет об этом думать! Получится, что я подтолкну его к действиям».
Люди боятся разговора о самоубийстве. Они думают, что если спросят об этом, то тем самым подтолкнут человека к мыслям или действиям. Это абсолютно неверно.
Наоборот, прямые вопросы о мыслях о самоубийстве позволяют человеку не оставаться с этим в одиночестве. Он скорее почувствует облегчение от того, что об этом можно говорить.
И здесь, опять же, важный момент — суметь выдержать эти мысли, а не испугаться и не начать говорить: у тебя же дети; а о родителях ты подумал; это большой грех и т.д.
Человек в кризисе рядом со своим близким должен чувствовать, что он не один, что рядом кто-то есть, что его не отвергнут, что готовы разделить его страдания, что человек рядом с ним выдержит его эмоции, страхи, боль, безысходность, отчаяние и бессилие.
Во-первых, не стоит пытаться оценить страдания человека с точки зрения демонстративности. Лучше доверять. Если говорит, что ему плохо, значит так оно и есть.
Часть демонстративных суицидов — когда человек пытается кого-то напугать, но реально совершать самоубийство не планирует — заканчиваются совершенными.
Например, хотел, чтобы увидели, что наглотался таблеток, а в итоге не расчитал дозу.
Во-вторых, совсем оставлять не стоит. Тут нужно быть внимательным как к человеку, так и к собственным ощущениям.
Важно понимать, что у человека в кризисном состоянии в большей или меньшей степени нарушается критика, он руководствуется эмоциональным состоянием и не может объективно оценивать ситуацию.
Поэтому близким стоит отчасти занимать позицию мягкой директивности: когда вы как родитель, который наблюдает за ребенком, дает ему некоторую свободу, но при этом находится рядом и в постоянной готовности вмешаться и сделать то, что считает нужным.
Никто не виноват. Это большая детская иллюзия, что мир крутится вокруг нас и мы способны менять его и окружающих себя людей просто потому, что нам так хочется.
Сказали человеку: «Не плачь, успокойся, прекрати свое страдание» —, и все нормализовалось. Но так не бывает.
Ни один профессиональный суицидолог, каким бы опытным специалистом он ни был, никогда не даст 100% гарантии, что все закончится хорошо. Что говорить об обычных людях (неспециалистах), которые оказались в трудной ситуации.
Добавить комментарий