Подпишись
Мигу-миг: философские притчи
Если у тебя есть вопрос, значит ответ где-то рядом...

Почему так много людей уходят в психологию и эзотерику?

В поисках чего погружаемся в духовный поиск? Почему между между правым и левым полушарием человека происходит война? Каковы причины саморазрушения личности? Чего мы на самом деле боимся? Кем и когда был заложен в нас страх потери контроля? И что не поделили внутренний Ребенок и внутренний Родитель? Для кого представляет опасность свободный человек? Об этом, а также о инфантильном мышлении, силе реализационной власти, манипуляции массовым сознанием и новой морали, поговорим в этой статье.

В поисках чего погружаемся в духовный поиск? Почему между между правым и левым полушарием человека происходит война? Каковы причины саморазрушения личности? Чего мы на самом деле боимся? Кем и когда был заложен в нас страх потери контроля? И что не поделили внутренний Ребенок и внутренний Родитель? Для кого представляет опасность свободный человек? Об этом, а также о инфантильном мышлении, силе реализационной власти,  манипуляции массовым сознанием и новой морали, поговорим  в этой статье.

Большинству современных людей свойственно саморазрушающее поведение. Откуда же оно берется? Ведь склонность к саморазрушению – не в природе человека. Это – патология, которая противоречит законам эволюции. Американские культурологи  Джоэл Крамер и Диана Олстед в своей книге «Маски авторитарности» считают, что  главная причина этого кроется в тотальном недоверии к самому себе. А его породила глубоко укоренившаяся часть нашего духовного наследия – стратегия подчинения авторитету.  Давайте попробуем разобраться, о чем идет речь.

Как «было задумано»

В каждом из нас живут две абсолютно непохожие друг на друга части. Такими мы были рождены по Дарвину или созданы по Божьему замыслу (как кому привычнее):

  • Своекорыстный эгоист:  стихийный, непосредственный, свободный, творческий, стремящийся  к наслаждению и расслаблению.

  • Бескорыстный альтруист:  трудолюбивый, ответственный, готовый  отложить сиюминутные удовольствия ради будущих результатов.

Но из нас пытаются «вытравить» одну нашу часть (условно «плохую») и насильно «раздуть» вторую (условно «хорошую»). 

 Предыстория

Один из сильнейших страхов, таящихся в человеческой душе – это неосознанный страх перед хаосом и анархией. Причем любой:  не только социальной, экономической или политической, но и перед поведенческой, и перед внутренней, психологической анархией.  Породили его старые системы морали, которые были основаны на авторитаризме. За многие века «власть имущие» и «веру творящие»  убедили простого человека, что без «мудрого и строгого лидера-деспота» и его  «сильной руки», без насильственного принуждения он  распоясается, выйдет из-под контроля.  Встроенные конструкции «добра» и «зла» настолько вселили страх перед последним, что подавление запретного в себе стало самоцелью у многих поколений. А не то, как обещает (уже впитавшее эти концепции)  коллективное бессознательное «к власти над ним придут силы, исходящие из низменных проявлений нашей животной природы». Менялись столетия, правители, эпохи, государства.  А страх перед «демоном страстей» продолжает  жить…

I. Внешний контроль

Казалось бы: какое отношение это имеет к нам с вами, ведь мы сегодня мы живем в обществе, которое именует себя «демократическим», церковь у нас отделена от государства, в Конституции прописаны  наши свободы. Но не все так просто. Многовековой результат воздействия рычагов  морали на человека  добился-таки своей цели. В наше DNK встроилось недоверие к себе. И сегодня, когда  общество навязывает нам  такие ценности, жить по меркам которых  невозможно. Мы, увы, бессильны, потому что не верим ни себе, ни в себя.  Нам диктуют правила, мы выполняем, что еще больше порождает  в нас ощущение собственного бессилия и неизбежную покорность авторитетам: конкретному человеку или идеологии в целом. Замкнутый круг: как велено, так и будет сделано.

 Самый страшный страх человека – он сам

Но почему мы это делаем? Почему мы добровольно отказываемся от половины себя? Почему готовы перекраивать себя, переделывать под влиянием  сто лет назад спущенных свыше ценностей и правил. Это же нонсенс?  Кто сказал, что мы должны жить именно так, а не иначе: делать, только то, что установлено рамками: шаг влево, шаг вправо – расстрел?  Ответ вам не понравится: потому что это уже проявляется не только на внешнем уровне, но и на внутреннем.  Диктатор уже не только снаружи.

В общем, мы с вами боимся «хаоса», «революции», «нарушения установленного порядка»,  не только в обществе или в других людях, но и в себе.  Мы  боимся собственного «безумия»: поддаться своей живой (или животной) части.  А эта боязнь – в сущности, боязнь себя самого.

Мы настолько боимся стать зависимыми от «одной» от своей части, что решаем ее побороть своей «другой» составляющей.  Где-то на подкорке у нас сидит тот, столетиями внушаемый, страх потери контроля.  И срабатывает инстинкт самосохранения.  Нам даже не надо погружается в подсознательные глубины, туда, где зародился этот страх. У нас есть и современные доказательства:  мы все знаем, что человек, который отдается на «волю своим чувствам, страстям  и желаниям» становится зависимым. А зависимый человек – неконтролируем и опасен. И для себя, и для других. И нам это периодически демонстрируют алкоголики, наркоманы, фанатики-террористы, сумасшедшие экстремалы, влюбленные-суицидники. 

 II. У современного человека «раздвоение личности»

Поэтому для нашего же блага  наша психика порождает внутреннюю авторитарную личность, которая всеми силами старается  удержать контроль над нашим сознанием.  Насквозь пропитанная ядом авторитарности, она рассматривает желание делать то, что «хочу» (а не то что «надо») как хаос, как неумение управлять собой. Для нее это – мятеж против внутреннего стража-диктатора и попытка  от него избавиться. Она боится стать зависимой от своих собственных импульсов, желаний, инстинктов.  

И пока человек окончательно не сдался или окончательно не поборол своё «нежелательное поведение» (которое он всячески контролирует и не допускает), внутри него всегда присутствует конфликт. Внутренний эгоист и  внутренний альтруист борются  за право осуществлять контроль. Результат: психика расколота на части: наша логическая часть борется с образной, а правое полушарие с левым. Наверное, можно провести параллель с постулатами Эриха Берна: это наш внутренний Ребенок воюет с нашим внутренним Родителем. И помочь им может только внутренний Взрослый.  

 Глобальная катастрофа не снаружи, а внутри

К черту такое мироустройство! Где обещанный «золотой век», в котором «человек рожден для счастья как птица для полета», ну или хотя бы  «земля обетованная»? Почему устаревшая мораль и  фундаментальные постулаты до сих пор живы? Кому и для чего это надо? Наивно рассуждать, что в мире все складывается само по себе. У всех процессов есть мотиваторы,  а за  всеми событиями  стоят те, кому они выгодны.  

Независимый человек, который не ведет бой с «собственной тенью» и другими собратьями – свободен, неподконтролен, он обладает большими личностными возможностями: силой духа, спонтанностью, неординарностью, силой реализационной власти. Он – опасен. Именно поэтому социум (общегосударственное устройство), который являет собой авторитарную иерархию, и «поощряет» и внешний, и внутренний конфликт у своих «подопечных»: во избежание геополитического. Вот оно: управление массами в действии.

Как же обрести целостность в условиях общества, которое  порождает и поощряет людей с расколотой психикой? Помочь может только новая мораль: синтез духовного и животного, объединяющая  и высоко оценивающая  все аспекты человеческого «Я»: чтобы «Я-плохой»,  и «Я-хороший»,  могли спокойно уживаться друг с другом.

Какой же выход? У человека с «раненой» психикой он только один: стать целостным через воспитание веры в собственные силы. Чтобы не стать объектом авторитарного контроля – внешнего или внутреннего, человек должен обладать элементарным доверием к себе, а для этого он должен перестать  враждовать с самим  собой.

Но на самом деле вопрос не просто в счастье отдельного взятого человека или группы людей. Новая мораль нужна для создания новой структуры, которая сможет удержать наш мир на плаву. Потому что эта проблема касается всей планеты. Это вопрос выживания человечества, человека как вида. 

Смена парадигмы возможна как результат решения думающих  и  осознающих необходимость такого поворота людей. Вероятно, именно потому сегодня с каждым днем все больше духовных, философских,  психологических школ, книг и фильмов, которые несут в  мир новую идеологию и показывают человеку «путь к себе».

 

на фото: картина Никола Рериха «Путь в Шамбалу»

психология Наталья Мигненко философское эссе

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий