Слова можно представить как набор произнесенных звуков или написанных букв — сами по себе они не обладают внутренней силой, способной оказать на нас эмоциональное воздействие. Но если вспомнить оскорбления или худшие ругательства, которые есть в нашем языке, мы поймем, что все не так просто — наша реакция на некоторые слова незамедлительна и ярко эмоционально окрашена. Как слова из поля лингвистики перемещаются в сферу психологии?
Исследование, опубликованное профессором Тимоти Джеем, психологом и специалистом по брани, было направлено на изучение детского ругательного лексикона — его эксперименты показали, что мальчики и девочки в возрасте от одного до двух лет могут использовать до 6 и 8 ругательных слов соответственно, в возрасте от пяти до шести — до 34 и 21 слова.
Ученый настаивает, что родители не должны пытаться препятствовать такому обогащению: во-первых, это бесполезно; во-вторых, так дети учатся на примере взрослых справляться со своими эмоциональными состояниями. Родители должны обучать детей нюансам сквернословия — контексту и ситуациям, когда использование ругательств приемлемо.
Кроме того, ученый настаивает, что способность ругаться — эволюционное преимущество человека, однако в наше время о позитивных сторонах сквернословия не говорится практически ничего. Соответственно, больше исследований должно проводиться учеными со стороны когнитивных и психологических наук.
Какие слова воспринимаются как «опасные»? Другое исследование показало, что почти во всех культурах обсценная лексика делится на деистическую, связанную с религией, и висцеральную, связанную с телом. Страх и благоговение обычно выражаются с помощью первого типа ругательств, а отвращение, стыд и сексуальное возбуждение — с помощью второго. Не только ругательства непосредственно, но и вообще слова, связанные с религиозным или телесным контекстом, «сцепляются» внутри нас с соответствующими этим контекстам эмоциями.
Почему некоторые слова обладают такой силой? Оказывается, что за ругательства в человеческом мозгу отвечает лимбическая система и подкорковые ядра — структуры, сформировавшиеся в процессе эволюции раньше, чем кора головного мозга, отвечающая за языковую коммуникацию вообще. Поэтому люди с поражением соответствующих зон не могут связывать слова в предложения, но сохраняют способность воспроизводить ругательства. Эта способность, например, соответствует вою и утробным звукам животных — выражениям боли и неудовлетворения или, наоборот, наслаждения.
Экзотические примеры табуирования слов в языке
Лингвист Роберт Траск в 1975 году описал случай, когда жители одной из общин в Австралазийском регионе были вынуждены изъять из языка слово после смерти одного из членов племени — оно было также и его именем.
Аборигены севера Австралии, общающиеся на языке дирбал, не могут использовать обычную речь при общении с родственниками другого пола — об объекте разговора им приходится выражаться иносказательно.
Носители языка банту, живущие на юге Африке, используют уникальные согласные звуки-«щелчки», позаимствованные из языка соседней народности, для кодирования определенных понятий — настолько табуирован их язык.опубликовано econet.ru
Автор: Kirill Rozhentsov
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Добавить комментарий