Подпишись

Мой слепой космос

Экология жизни. Нам посчастливилось пообщаться с единственным в мире слепоглухим профессором психологии Александром Васильевичем Суворовым. Общение состоялось благодаря Олегу – названному сыну, другу и помощнику Александра Васильевича. Все вопросы Олег передавал профессору в ладошку – посредством пальцевой (дактильной) азбуки.

Нам посчастливилось пообщаться с единственным в мире слепоглухим профессором психологии Александром Васильевичем Суворовым. Общение состоялось благодаря Олегу – названному сыну, другу и помощнику Александра Васильевича. Все вопросы Олег передавал профессору в ладошку – посредством пальцевой (дактильной) азбуки. Ответ же мы слышали из уст самого Александра Васильевича. Беседовали мы о таком сложном и многогранном процессе как развитие личности.

Мой слепой космос

Александр Васильевич лишился зрения в трёхлетнем возрасте, слуха – в 9 лет. Слепота пришла внезапно. В саду маленький Саша со своей семьёй собирал опавшие яблоки, и в одно мгновение мама заметила, что Саша не смотрит на яблоки, а ищет их руками в траве на ощупь. 

Мама Александра всегда хотела, чтобы её сын был хорошо образован, и она отдала его в школу для слепых в городе Фрунзе. После наступления глухоты мама узнала о детском доме для слепоглухонемых в Загорске и отвезла сына на обучение туда. С самого начала обучения Саша – необычный и любознательный ребёнок: он с удовольствием учится, любит читать, начинает писать первые стихи, вступает с преподавателями в дискуссии. В Загорском детском доме он знакомится с советским философом Эвальдом Ильенковым и позднее становится одним из четверых слепоглухих студентов психологического факультета МГУ.

Сегодня Александр Суворов – доктор психологических наук, профессор, создатель авторского направления в психологии «Школа взаимной человечности», преподаёт в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) и других вузах – обучает студентов-психологов работе со слепоглухими детьми. В 1991 году Саскуаханский университет (США) присвоил ему звание почётного международного доктора гуманитарных наук. С 1999 года Суворов – действительный член Международной академии информатизации при ООН. Также Александр Васильевич – научный консультант общественной организации инвалидов «Детский орден милосердия». А международная ассоциация детских фондов присвоила ему Золотую медаль имени Льва Толстого. В России такая награда всего у трёх педагогов. Дети вообще очень любят Александра Васильевича, и, наверное, поэтому его прозвали «детской вешалкой».

– Александр Васильевич, что есть воспитание и какова в нём роль воспитателя?

Воспитателями было подавляющее большинство великих педагогов, таких как Макаренко, как мой учитель Мещеряков. Другой мой учитель – академик Бим-Бад – последователь Ушинского, а тот стремился создать универсальный, поистине всесторонний подход к личности. Он разрабатывал педагогическую антропологию. Бим-Бад определяет образование личности как триединство обучения, воспитания и развития. Это одновременно и воспитатель-практик, и теоретик, и учитель. А самое главное – это друг воспитанника, ученика, который увлекает его, стимулирует его собственное творчество, его собственную активность. В этом контексте есть несколько афористических формулировок: «Воспитатель, учитель – это организатор детской радости». С этой стороны мы примыкаем к Сухомлинскому. Есть только один рефлексивный способ воспитания – это воспитывать самого себя, и никак не получится по принципу «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».

– Получается, что родителю-воспитателю важно заниматься, в первую очередь, собой и делать это публично, видным и понятным ребёнку образом?

Родитель, прежде всего, должен сам делать то, к чему призывает ребенка, а если возникнет несоответствие, то пусть не удивляется, что ребёнок выберет, скорее, неприглядные дела, чем красивые слова. Кроме того, родители должны быть предельно искренними. В одной книжке по педагогике, которая называется «Это вам, родители», рассказывается про одного папу, который запутался в отношениях со своими двумя детьми. Он вёл дневник, в котором описывал свои промахи и ругал себя за них, и в какой-то момент начал «забывать» его на видном месте. Дети стали читать его, а папа – замечать более снисходительное отношение к себе со стороны детей, большее понимание, да и конфликтов стало меньше. Поэтому в воспитании, наверное, лучшая политика – никакой политики. Я, собственно, это исповедую на практике.

У Устинова есть замечательное произведение – «Вилок советов», и среди прочих советов есть и такой: «Не воспитывай», то есть не читай нотации, но живи с ребёнком одной жизнью. И ничего понарошку – всё должно быть по-настоящему. Не «стань человеком», а будь человеком здесь и сейчас. Мне в этом смысле легче, именно из-за слепоглухоты. Я взаправду, не понарошку нуждаюсь в помощи и в ответственном ко мне отношении. И нет никакой нужды читать мораль, что надо быть хорошим и нравственным – сама ситуация этого требует. Так было и с Олегом, так было и задолго до него, с другими ребятами – так было всегда и со всеми, с кем я сталкивался. Проще говоря, не надо проповедовать – проповедует сама ситуация.

Мой слепой космос

Александр Суворов в процессе работы за компьютером, оснащённым дисплеем Брайля.

– Сегодня распространены методики, когда искусственно создаётся кризисная среда, и человек помещается в неё намеренно. Считается, что, справившись с кризисом, человек продвигается в своём развитии на ступень выше. Должно ли воспитание проходить через преодоление?

Это опасная формулировка. Можно создать из этих кризисов идола. Нечто подобное, к сожалению, исповедовал Аркадий Гайдар – он, собственно, так воспитывал бойцов, будущих военнослужащих. То же самое можно сказать и про Макаренко. Но, по-моему, воспитание должно идти через взаимопонимание, взаимодоверие и через то, чтобы отталкиваться от вызовов жизни, вполне естественных вызовов, не обязательно экстремальных – уж какие есть, и ничего искусственного.

– Если говорить про этапы взросления личности 200 лет назад и сейчас: есть ощущение, что сейчас этот процесс идёт медленнее, люди позже становятся самостоятельными. Тот же Пушкин, Лермонтов к 30 годам уже реализовывались как личности...

Вы слишком обобщаете, по-моему. К 30 годам действительно реализовывались, но скорее не как личности, а как чиновники, если мы имеем в виду так называемые «образованные классы», господствующие – чиновничество, дворянство, купечество. И, опять-таки, по-разному: смотря как, смотря когда, смотря при каких обстоятельствах. А если речь идёт о рабочем или крепостном крестьянине, то какие достижения могли быть к 30 годам у них? На самом деле ничего особенно не изменилось. Каждый растёт в меру своих темпов: кто-то и сегодня к 30 годам добивается многого; кто-то вроде бы и ничего, а там глядишь – вдруг какой-то рывок; а кто-то, может быть, вообще ничего особенного и не добивался: зарабатывал на жизнь, создавал семью, заводил и растил детей. И какой мерой мерить? Успешного карьериста, министра? Почему? Вот в чём дело, и на этом сходятся все педагоги, психологи. Дети – не предмет нашего тщеславия, у детей своя судьба. И они совершенно не обязаны реализовать наши мечты о них. Например, я мог бы мечтать об Олеге как о своём ученике, последователе, продолжателе тропы. А он стал фотохудожником, пошёл своим путём. Да здравствует Пушкин: «Бреду своим путем, будь всякий при своём». И я ни на чём не настаиваю.

– Как научить ребёнка двигаться самостоятельно, как научить мечтать? Саморазвитие ведь без мечты невозможно. Чаще всего это идёт вразрез с тем, что происходит вокруг, с тем, чем занимаются другие.

Есть вещи, которым можно научить. Но мечте научить нельзя. Мечта – она только своя, мечте можно научиться только самому. Как только мы начинаем мечте учить – она перестаёт быть мечтой. Собственно, она становится нашей мечтой, а должна быть мечтой ребенка. Надо, наверное, стараться, чтобы ребёнок нуждался в нашем сотрудничестве, в нашем совете, доверял нам, чтобы был готов действовать вместе с нами. В рамках той теории, которую я исповедую и преподаю, это называется «совместно-разделённая дозированная деятельность». Дозируется при этом активность взрослого человека, педагога, дозируется в сторону уменьшения и всякого стимулирования, поощрения, расширения детской активности – поэтому и говорю «дозировка». И тогда у ребёнка появятся собственные мечты. И ещё я считаю, что никакие мечты не нужно оценивать с точки зрения «сбудется/не сбудется». Пускай слепоглухой ребёнок мечтает быть космонавтом, неважно, что это несбыточно – пусть мечтает. Подрастёт – сам разберётся, что сбыточно, а что нет. Я мечтал быть поэтом – надо мной смеялись, не понимая сути деятельности, путая творчество поэта с творчеством журналиста. Меня спрашивали, где я буду брать материал для стихов, как я буду собирать материал, будто стихи – это интервью, для которого действительно нужно собирать материал. Но я от всего этого отмахнулся. Не надо ничему мешать.

Можно сказать, что в каком-то переносном смысле я стал космонавтом. Понимаете, необязательно реализовать мечту о космосе буквально. Можно мечтать о космосе, но работать над реализацией чего-то другого, и в этом чём-то другом стать космонавтом, своего добиться. И я очень надеюсь, что Олег в своём фотохудожестве станет космонавтом. А я стал космонавтом в том, о чём и не чаял – в психологии, в науке. Мечтал быть поэтом, профессиональным поэтом, но так сложились обстоятельства, что пошёл в науку, и в ней реализовал многое, о чём другие, точно так же, как и я о космосе, только бесплодно, по-маниловски мечтают.

– Может ли мечта с возрастом меняться? Или она зависит не от возраста, а от миропонимания?

Может меняться. Хотя бы на примере смысла жизни. Моя мечта стать профессиональным поэтом была связана с тем, что я видел смысл жизни в литературном творчестве. В 28 лет я приехал в Загорский детский дом, в котором сам когда-то был воспитанником, и был потрясён жаждой общения детей, как они меня облепили, обступили, как тянули ко мне друг через друга руки. Мой мир перевернулся, и в этот момент литературное творчество перестало быть смыслом жизни. Последним и окончательным смыслом стало быть полезным этим детишкам, как-то удовлетворить их жажду общения. При этом литературное творчество никуда не делось, но теперь оно было не само по себе, а для этих детей, им на пользу. Вот так всё изменилось, и это оказалось магистральным путём. Если бы не эта встреча с детьми и не это потрясение, может быть, и остался всего лишь графоманом.

Мой слепой космос

– Как Вы управляете своим саморазвитием?

Есть планирование. Но отчасти ситуация сама управляет. Нужно пользоваться каждым подвернувшимся шансом. Подвернулся шанс поехать в лагерь – ехать надо обязательно, даже если не совсем уверен в том, что есть силы в смысле здоровья. Подвернулся шанс помимо основной работы поработать где-то ещё – почитать лекции в другом вузе, например – опять-таки, надо этим воспользоваться, причём совершенно сознательно. Это тоже управление своим саморазвитием.

– Перед поездкой к вам я прочитал одну из ваших книг для детей – «Как причёсывать ёжика». Через неё, мне кажется, я увидел, как Вы работаете с содержанием и с предметом. Вы двигаетесь через понимание различия между терминами, очерчивая границы понятия. Откуда это?

Это от моего учителя и духовного отца, великого философа Ильенкова. Его главной книгой можно считать монографию «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении», она как раз посвящена движению мысли внутри логики предмета. Об этом же книги «Диалектическая логика», «Об идолах и идеалах».

Мой слепой космос

Со своим учителем Эвальдом Ильенковым.

– Каким образом, за счёт каких ресурсов может быть сформулирована мечта у человека, попавшего в ситуацию, когда представления об образах поступают из очень ограниченного канала?

Проблема не в формулировании. «Каналы информации» – это несчастная выдумка. На грамотном психологическом языке надо говорить не о каналах информации, а об ощущениях и восприятиях, о сенсорике и перцептике. Всё формируется в процессе деятельности, или, как говорил Феликс Михайлов, друг, единомышленник и последователь Ильенкова, тоже философ: «Культура не усваивается, не присваивается, а воссоздаётся в деятельности каждого ребёнка», при участии взрослых, конечно. Воссоздаётся. От воссоздания культуры и того, насколько широкий пласт культуры воссоздан, зависит – есть мечта или нет, и её качество. А источник информации – это вовсе не глаза, уши, руки. Источник информации – это деятельность. В ней воссоздаётся культура, в ней возникает, воссоздаётся некая информация, в ней формируются цели, задачи, мотивы. Альфа и омега – это деятельность. Деятельность в течение жизни, от рождения до смерти, внутри общечеловеческой культуры, в качестве представителя рода человеческого, в качестве родового существа. Таково понимание личности, родового существа в философии марксизма и у Ильенкова в том числе. И вопрос формулирования мечты вообще не стоит, не о том забота, но забота о том, чтобы действовать, ставить перед собой цели, мотивы, задачи, работать в направлении этих мотивов, их реализации, удовлетворять потребность. А формулировка мечты – потом, задним числом, после выигранного сражения.

Но основной конфликт моей жизни решён. Это конфликт полноценности в условиях слепоглухоты, вопреки слепоглухоте, полноценности на общечеловеческом уровне, а не со скидкой на инвалидность. Сейчас, оглядываясь на прожитые десятилетия, могу констатировать, что общечеловеческой полноценности я достиг. И это был, прежде всего, конфликт человечности. Мне помогают, ко мне хорошо относятся, вернее – любят, но как-то обидно любят. Мне готовы помогать, а от меня ничего такого не ждут, как не ждут ответной человечности от осла, которому и «лягнуть позволено». Но я не осёл, отсюда моя основная идея – идея взаимной человечности. Инвалидом можешь ты не быть, а человеком быть обязан, человеком по отношению к тем, кто к тебе по-человечески относится. Пусть ответно, но – человеком. Сначала быть лично для себя, потом – для других инвалидов, но, прежде всего, для подростков, для детей, их более-менее здоровых ровесников. Так появилась так называемая «совместная педагогика» – педагогика одновременно и здоровых, и детей-инвалидов.

Мой слепой космос

За игрой в шашки.

Когда мне было 13 лет, я очень рассердился на своих ровесников. О чём их ни спросишь, один ответ – не по нашим возможностям. А откуда, ёлки-палки, они так хорошо знают свои возможности, каким таким инструментом они их измерили? Тогда я над этим и задумался, и нечаянно предвосхитил Выготского. У него есть теория зоны ближайшего развития, находится эта зона там, где ребёнок самостоятельно ещё действовать не может, но может достигнуть успеха с помощью учителя, при взаимодействии и сотрудничестве с ним, при этой самой совместно-разделённой деятельности. Но я тогда для себя сформулировал так: надо ставить цель, которая кажется недостижимой, и потом пытаться её достичь. Если получится, значит, я себя не дооценил, не получится – не бывает так, чтобы совсем не получилось, в какой-то мере получится. Но если продолжать работать в том же направлении, то уровень возможностей обязательно поднимется.

Мой слепой космос

Дорогие читатели, готовы поспорить, что не оговорись мы в самом начале материала о том, что наш собеседник – слепоглухой с детства человек, – вы, читая интервью, ни за что бы об этом не догадались. То, что удалось сделать педагогам в совокупности с вкладом самого Александра Васильевича в своё развитие, иначе как чудом, наверное, и не назовёшь. Но это и хороший повод призадуматься о том, чего мы сами достигли в своём собственном развитии, и каким потенциалом мы на самом деле обладаем.

А в заключении – случай из жизни, описанный Александром Суворовым в своей книге "Как причёсывать ёжика":

«...Мне весело вспомнить, как перед первомайскими праздниками я с другом попал в отделение милиции, на метро «Медведково». Вытащили нас из автобуса. Какой-то пьяный майор вообразил, что пальцевая азбука – это тайный шифр Центрального разведывательного управления США. Или какой другой вражеской разведки. Отобрал у нас паспорта и завёл в отделение милиции. Там нам не давали разговаривать дактильно – пальцами. Только попробует мой друг заговорить со мной – тут же какой-то милицейский нижний чин с разбега, мягко, но непреклонно, расцепляет наши руки. Прямо вот так: разбежится, и всем телом ударит в наши руки. Я сказал своему другу:

– Не переводи, раз они не хотят твоей помощи. Я их сейчас проучу.

И с этими словами я пошёл вокруг комнаты. Сначала вдоль стены. Потом, повернув налево – вдоль какого-то деревянного сооружения, вроде прилавка на почте или в сберкассе, только без стёкол. Потом, снова повернув налево – вдоль другой стены. И уткнулся в письменный стол. За столом выяснял мою шпионскую личность более высокий милицейский чин. При моём приближении он из-за стола убежал. Я-то хотел заставить его писать пальцем по моей ладони... Ну, спасибо и на том, что стул освободил, единственный в той комнате. А то я стоять устал. Я уселся и стал спокойно ждать развития событий. Скоро ко мне пустили моего друга, убедившись, что я слепоглухой и проживаю по адресу, указанному в моём паспорте. Я ещё лекцию чинам прочёл, что не всякий слепоглухой похож на слепоглухого. Жаль только, из автобуса-то вытащили, а на своей машине домой не отвезли... А продержали почти до полуночи...

И в ремонтной конторе, и в милиции можно было злиться, а не смеяться. Да толку-то что?.. На всех идиотов злости не хватит. А смех, по крайней мере, поможет не сойти с ума за компанию с прочими идиотами.

Так будем же смеяться! Даже когда совсем не до смеха... Особенно именно когда не до смеха....». опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.by/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное