Экология познания: Социальный философ и экономист Джереми Рифкин — один из учёных, предсказывающих скорый крах капитализма
Социальный философ и экономист Джереми Рифкин — один из учёных, предсказывающих скорый крах капитализма. В своей последней техноутопии The Zero Marginal Cost Society ярый сторонник всего зелёного Рифкин описал экономическую модель будущего, в котором человечество будет использовать только возобновляемую энергию, появится интернет вещей, а почти все товары и услуги будут бесплатными. Apparat изучил взгляды Джереми Рифкина и разобрался, какое, по его мнению, будущее нас ожидает.
Рифкин понимает, что существующее общественное и экономическое устройство сложно изменить, а ещё сложнее – возвести на его месте что-то новое. Однако экономист уверен, что на смену экономической парадигме, в основе которой находится принцип конкуренции, придёт та, что ставит сотрудничество превыше всего. Конкуренция заставляет компании оптимизировать производство и внедрять новые технологии, которые позволят максимально уменьшить затраты на производство одного экземпляра продукции. Это приводит к снижению предельных издержек почти до нуля. Именно поэтому Рифкин считает, что в будущем многие товары будут почти бесплатны, а значит, появится новая экономическая модель. Рифкин называет её Collaborative Commons.
У главных ворот капиталистического замка нет вовсе никакой орды, готовой снести его стены. Как раз наоборот. Подкашивает капиталистическую систему лишь поразительный успех существующих механизмов, которые управляют им.
Интернет сделал знания общедоступными. Их распространение по Сети не требует никаких дополнительных затрат — для этого не нужно использование энергии из возобновляемых источников. Рифкин считает, что студенты со всего мира, одновременно посещая курсы в виртуальной реальности, будут учиться взаимодействовать и сотрудничать, что окажется наиболее значимым умением в эпоху совместного производства и потребления.
В век сотрудничества обучение станет краудсорсинговым процессом, а знание – общедоступным благом, которым каждый может поделиться с другими. Это подтверждает новое отношение к человеку как к существу, которое невероятно нуждается в общении и взаимодействии с другими людьми.
Рифкин считает, что важную роль в переходе к новому типу экономики сыграют 3D-принтеры и другие доступные инструменты производства. Они, а также свободное программное обеспечение, позволят каждому создавать товары для личного или совместного использования. Также экономист надеется, что 3D-принтеры смогут подпитываться от возобновляемых источников энергии, а значит, производить товар где угодно. Это даст преимущество мелким производителям над централизованными капиталистическими гигантами. Торжество монополистов будет заменено рассредоточенной системой независимых производителей.
Культура DIY набирает популярность по всему миру, потому что всё больше людей используют биты для организации атомов. Так же как первые хакеры прошлого поколения создавали собственный софт, чтобы распространить новую информацию, любители DIY полны желания придумывать своё ПО, чтобы печатать вещи и делиться ими.
Одно из самых спорных утверждений Рифкина заключается в том, что в будущем не будет места рекламе. По его мнению, граница между производителями и потребителями сотрётся и они смогут обмениваться друг с другом любой информацией бесплатно. Пользователи интернета не будут смотреть рекламу, а обратятся к рецензиям, оставленным такими же, как они. Мнение других людей станет наиболее надёжным источником информации. Кроме того, экономист полагает, что исчезновению рекламы способствует распространение новых гаджетов: потребители всё чаще пользуются мобильными устройствами, и рекламе всё сложнее подстроиться под новые условия.
Поскольку зарождающаяся экономическая система подразумевает распределение ресурсов и совместное участие в производстве и потреблении товаров, экономические решения принимаются всё меньше под действием рекламных кампаний и всё больше исходя из рекомендаций, обзоров, советов, лайков друзей на Facebook, Twitter, YouTube и в тысячах других социальных сетей.
Солнечные батареи и ветряные мельницы широко используются по всему миру, но с каждым годом их внедрение становится всё дешевле. Отсутствие платы за использование возобновляемых источников энергии позволит в будущем обеспечивать энергией умные города и поддерживать функционирование глобальной инфраструктуры интернета вещей. Кроме того, лишняя энергия будет автоматически перераспределяться либо на другие нужды, либо в другие регионы. Причём все люди будут принимать участие не только в потреблении, но и в производстве энергии.
В XXI веке сначала сотни миллионов, а затем миллиарды людей превратят свои дома в электростанции, чтобы самостоятельно генерировать электричество из возобновляемых источников энергии. Затем его будут распределять с помощью локальных, региональных, национальных и континентальных объединённых сетей — они будут функционировать подобно интернету.
Рифкин утверждает, что интернет вещей объединит всё, что нас окружает, в единую систему, не нарушая при этом устоявшихся природных процессов. Всеобщее подключение к единой сети возможно посредством повсеместно встроенных датчиков, которые будут собирать большие объёмы данных. Сенсоры окажутся в пище, которую мы едим, в машинах, на которых мы ездим, в домах, в которых мы живём, и даже в нас самих. Умные города будут заселены умными сообществами.
Более эффективное и продуктивное использование меньшего количества ресурсов Земли и осуществление перехода от углеводородного топлива к возобновляемым источникам энергии являются определяющими чертами зарождающейся экономической парадигмы. В новой эре каждый из нас станет одним из узлов в нервной системе биосферы.
Рифкин отмечает, что ещё в Средневековье люди не боялись жить на виду у всех. И лишь с наступлением нового времени и с приходом капитализма все стали запираться на замок. Однако нынешнее поведение молодого поколения в Сети говорит о том, что сейчас происходит обратный процесс. Пользователи интернета делятся друг с другом в социальных сетях малейшими подробностями своей личной жизни. Девиз нового поколения – открытость.
Право на частную жизнь считается одним из основных прав человека, но оно никогда не было неотъемлемым и прирождённым правом. Действительно, на протяжении всей человеческой истории вплоть до нового времени человек жил открыто — так, как и подобает самому социальному существу на Земле.
Главное убеждение Рифкина заключается в том, что крах рыночных отношений сделает всех счастливее. Экономист отмечает, что в обществе, где все товары будут бесплатны, мы сможем найти баланс между недостатком и избытком. Мы излечимся от консюмеризма и научимся делиться. Более того, мы будем сосуществовать в достатке и научимся лучше понимать друг друга.
Как бы экономисты ни хотели заставить нас поверить в обратное, но человеком движет не неутолимая жажда наживы, а тоска по общению. После того как все первоначальные нужды удовлетворены, мы начинаем думать о любви и дружбе — том, что делает нас счастливыми. Мы хотим принадлежать, а не владеть.опубликовано econet.ru
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий