Экология жизни: Деньги в современном обществе потребления стали главным индикатором того, какое место человек занимает в обществе, а статус человека в обществе определяется стилем потребления товаров и услуг.
Деньги в современном обществе потребления стали главным индикатором того, какое место человек занимает в обществе, а статус человека в обществе определяется стилем потребления товаров и услуг.
Кумир номер один - работа и карьера, имидж и социальный статус – кумир номер два. Любой успешный карьерист является заложником собственного положения: его траты направлены на приобретение престижных вещей ради очередного карьерного рывка, и так может продолжаться до бесконечности.
Все это напоминает необъяснимое природное явление, называемое «муравьиным кругом» или «мельницей смерти» состоящее в том, что небольшая группа муравьев начинает без видимой причины бегать по кругу, постепенно вовлекая в него все больше других. Муравьи продолжают свой бег до полного истощения, пока не упадут замертво. Однако иногда случается и так, что какие-то особи почему-то уходят из-под «жерновов» этой «мельницы смерти». По-видимому, у них активизируется иная «программа».
Так и в обществе. Успешные люди вдруг осознают, что погоня за выгодой, за успехом, за богатством приводит их к саморазрушению.
В обществе «крысиных бегов» вдруг появляется движение «дауншифтинг». Слово «дауншифтинг» заимствовано из лексикона автомобилистов – так называется переключение коробки передач на меньшую скорость. Впервые, употребление слова «дауншифтинг» в качестве определения сознательного отказа от схемы жизни «зарабатывание – потребление» относится к 1991 году. Тогда в газете “Washington Post”, появилась статья «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е». В те годы протест против идеалов общества потребления только зарождался. Первыми, среди стран, где люди прерывали успешную карьеру и выбирали простую и спокойную жизнь со своей семьей, были США, Великобритания и Австралия. Именно в странах с высоким уровнем жизни, где люди могут позволить себе практически всё, кроме личной жизни, дауншифтинг стал социальным явлением.
Главный внешний признак дауншифтинга – отказ от карьеры в таком её виде – замкнутого круга бесконечного потребления, демонстрации своего высокого статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых обществом, ради иных жизненных ценностей, прежде всего семьи, хобби, психологического комфорта и заботы о собственном здоровье. Дауншифтеры бросают работу, карьеру и начинают жить более спокойной и комфортной простой жизнью, ради себя и своей семьи. Некоторые устраиваются на менее оплачиваемую работу, но с более комфортным графиком, некоторые становятся фрилансерами, работая дома в удобное время. Многим удается вообще не работать, а жить за счет заранее организованного пассивного дохода.
Некоторые дауншифтеры считают, что в истории уже были подобные примеры. Известным примером дауншифтинга прошлого служит история римского императора Диоклетиана, который, после двадцати лет правления и укрепления Римской империи, добровольно оставил пост и удалился в свою резиденцию для «выращивания капусты».
С.М. Прокудин-Горский. Портрет Л.Н. Толстого
В России был свой пример – писатель Лев Толстой. Толстовская философия опрощения наиболее логично сочетается с идеями дауншифтинга. Здесь дауншифтинг проявляется в своем высшем качестве – отказе от роскоши, богатства и условностей мира ради любви и сострадания.
В каждой стране дауншифтинг имеет свои особенности. В Австралии, например, меняют дорогое жилье в престижном месте на маленький домик вдали от шума. В Великобритании основная черта дауншифтинга – экологичность и охрана окружающей среды. Европейским дауншифтерам свойственны выращивание и употребление органических продуктов, использование альтернативных источников энергии (солнечные батареи, ветряные электростанции), разумная утилизация и переработка мусора.
В большинстве западных стран дауншифтинг могут себе позволить либо состоятельная молодежь, либо люди после 35—40 лет, поскольку в 25—30 лет жители этих стран только набирают минимальное количество кредитов для жизненного старта, которые необходимо со временем вернуть. Дауншифтеры ответственно относятся к окружающим, поэтому уходят в новую жизнь, оставив семье квартиру, машину, дав хорошее образование детям .
В России, с её низким уровнем материального благосостояния большинства людей и не очень стабильной экономической ситуацией, говорить о дауншифтинге, как о социальном явлении ещё очень рано.
Тем не менее, в больших городах, в основном , в Санкт- Петербурге и Москве уже есть отечественные дауншифтеры, есть даже собственный сайт, где обсуждаются различные вопросы этого направления.
По мнению некоторых исследователей этого социального явления, самая яркая особенность российского дауншифтинга — его созидательная окраска. Западные дауншифтеры , в основном, бегут от жизни, выражают социальный протест. Наши, наоборот, находят новое место в обществе. Они не опускают руки, поняв, что их многое не устраивает. Многие российские дауншифтеры уезжают не только в сельскую местность, но очень часто в теплые тропические страны, со средним уровнем жизни. Это Индия, Тайланд, Камбоджа, Индонезия остров Бали. Больше всего, «наших» в самом маленьком индийском штате – Гоа. Жизнь здесь спокойная и дешевая, то, к чему стремится любой дауншифтер.
Часто дауншифтинг лишь этап к апшифтингу – полному отказу от прошлой жизни. Апшифтеры – это радикально настроенные дауншифтеры, предпочитающие вообще сойти с дистанции, занявшись совершенно иным видом деятельности и пожертвовав наработанным за долгие годы статусом и положением, в то время как большинству бывает достаточно спуститься вниз на одну-две ступеньки карьерной лестницы, уменьшив объем ответственности и должностных обязанностей.
Дауншифтинг – это по существу поиски пути спасения в одиночку.
Другой путь предлагает церковь. В русской православной традиции есть понятие «христианская соборность» — то высшее состояние общественного единства, в котором гармонично сочетаются множество человеческих индивидуальностей, духовно преодолевших свое эгоистическое начало. Для тех, кто полностью решается уйти из мира суеты таким островом спасения служат монастыри. Для живущих в миру свой путь к «христианской соборности» найти непросто, хорошо, если община при храме будет таким местом.
Но есть и в наше время одно удивительное место - Свято-Алексиевская пустынь. Возникла она на месте разрушенного Фёдоровского женского монастыря трудами и молитвами настоятеля иеромонаха Петр(Алексея Василенко) .
Свято-Алексиевская пустынь существует с 1992 года, расположена в деревне Новоалексеевка Ярославской области — это целый образовательный центр, аналогов которому, пожалуй, не существует в России. Обитель возникла более 22 лет назад на месте бывшего (до 1917 года) подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексия Человека Божия. Сегодня Пустынь - это небольшие мужская и женская общины (более 400 человек), приют для инвалидов и престарелых людей, детский центр для детей-сирот, кадетский корпус, классическая гимназия, "Объединенный музей Свято-Алексиевской Пустыни" и огромная библиотека.
Праведную жизнь ведут здесь члены благотворительной организации - православной обители - Братства милосердия. С первого дня своего существования Обитель принимала на воспитание детей и к настоящему времени их в обители 200 человек, из них 170 - школьники. В числе воспитанников большая часть детей-сирот, фактически социальных сирот, детей из неблагополучных семей, в том числе семей неполных, просто детей из очень бедных социальных слоев. Для детей здесь созданы классическая гимназия, физико-математические, естественнонаучные классы, кадетский корпус, музыкальная школа. множество музеев. Дети здесь получают такое замечательное образование, что легко поступают в вузы на бюджет
Сегодня Свято-Алексиевская Пустынь насчитывает 250 насельников, объединённых общей идеей православного возрождении. Пустынь - это "монастырь и для мирян". Насельники заняты делом с утра дотемна - сеют, пашут, учатся, учат, обихаживают больных. Работают без зарплаты, за "спасибо". Из общего котла кормятся, одеваются, на общие деньги строят дома, баню, реставрируют старую церковь (новую возвели под крышей гимназии). День начинается молитвой и общей трапезой, тем же и завершается. Приходят и остаются те, кто истинно ищет праведной, чистой жизни. У Пустыни много друзей, благодаря их помощи Пустень живет и развивается. Для всех желающих. опубликовано econet.ru
Автор: Наталья Корикова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий