Кто такие бизнес-философы и как глубинное познание мира возвращается в деловую среду. По вышеописанным причинам первоначально идея совмещения философского и бизнес-образования кажется странной. Недавно специалисты Фонда Карнеги по улучшению качества образования рассмотрели явление рефлексии
Потеря связи между бизнесом и наукой
По вышеописанным причинам первоначально идея совмещения философского и бизнес-образования кажется странной. Недавно специалисты Фонда Карнеги по улучшению качества образования рассмотрели явление рефлексии в жизни современных предпринимателей с учетом их ежедневных задач и распорядка дня. Каждая профессия, включая юристов и врачей, сейчас рискует быть сосредоточенной исключительно на собственных навыках и методиках. Но если раньше продавцам нужно было просто вести бухгалтерский учет и переписку с поставщиками, сейчас существует масса моделей управления и инструментов, которые можно изучать и успешно использовать в работе. У предпринимателей времен Адама Смита (шотландский экономист и философ XVIII века) было время пообщаться с лучшими умами и представителями духовенства. «Нынешние бизнесмены бегут как крысы в корпоративном колесе, которое закручивается в вихрях всемирной паутины», — пишет Пьер Гийе де Монто в статье в Grasp Magazine. По его мнению, людям в зеркальных небоскребах легко игнорировать вопросы, выходящие за рамки чисто технических и операционных задач.
Рефлексия и созерцание просто выталкиваются из повседневности.
Но такая ежедневная нагрузка — не единственная угроза. В 20-м веке в штат больших компаний и корпораций входили эксперты разных областей, которые помогали линейным менеджерам советами и рекомендациями. Во второй половине столетия корпоративные пирамиды рухнули и эти умные люди, которым платили за углубленное изучение важных вопросов, ушли из индустрии. Сокращение сотрудников, которые зачастую имели академическое образование, нивелировало связь бизнеса с научной средой. В то же время в США вырос огромный долговой пузырь. Как известно, в моменты, когда подобные пузыри лопаются, происходит потеря любых связей между бизнесом и наукой. Современным философам приходится с этим сталкиваться.
В предпринимательской и IT-среде есть конкретные примеры, которые подтверждают общее увлечение философскими концепциями в пользу бизнеса. Так Дэймон Хоровитц ушел из IT, чтобы получить докторскую степень, и считает, что всем нам следует сделать то же самое. В своей речи в Стэнфордском университете в 2011 году Хоровитц рассказал, как бросил работу, связанную с технологиями, и получил докторскую степень по философии. «Это было одно из лучших решений в моей жизни», — поделился Хоровитц, чей пример демонстрирует, что степень по философии может быть полезна не только среди академиков. Знание философии может проложить путь к настоящим изменениям в бизнесе и инновациях. После того как Хоровитц получил докторскую степень по философии в Стэнфорде, он стал IT-предпринимателем и добился успехов в качестве штатного философа и технического директора в Google. Его карьера наглядно демонстрирует ценность философского образования.
Несмотря на растущие число студентов и интерес к изучению философии со стороны медиа, сам предмет считается старомодным, непрактичным и далеким от повседневной жизни. Но в мире бизнеса и технологий, философия доказала не только свою пользу: зачастую она является краеугольным камнем великих инноваций. Философия и предпринимательство на удивление хорошо подходят друг другу.
Многие из самых успешных tech-предпринимателей и инноваторов заканчивали философские факультеты, и в последствии применяли навыки критического мышления для создания новых цифровых сервисов, удовлетворяющих те или иные запросы общества. Эдвард Теннер, журналист издания «Атлантик», даже назвал философию «самой практической специальностью». А Хоровиц считает лидерами мысли в индустрии не тех, кто потихоньку взбирался вверх по карьерной лестнице, а тех, кто шел на риск и развивал уникальные направления. Рейд Хоффман и Стюарт Баттерфилд, основатели LinkedIn и Flickr, говорят, что изучение философии было секретом их успеха.
Что касается самих взглядов, прежнюю цель бизнес-философии можно интерпретировать как «обдумывание идеалов». В контексте предпринимательства эта задача часто включает объяснение понятий «идеального управления», «идеальной организации» или «идеального рынка» с точки зрения философских доктрин. В этом подходе бизнес-образование традиционно цепляется к тем из них, которые им эти идеалы поставляет. Таким образом, экономика и личность homo economicus строится на модели, провозглашающей рациональность выбора и принятия решений. Так, традиционные идеи организации бизнеса могут базироваться на предположении, что это не только возможно, но и нормально хотеть создавать компании, где разум ставится выше всего остального.
В своей увлекательной книге Николь Девандре, госслужащая Евросоюза, размышляет о практическом эффекте подобных идеалов. Основываясь на философских заключениях, отличных от вышеописанных, она приходит к выводу, что последние не только бесполезны, но даже вредны. Девандре считает, что если мы будем ежедневно подходить к бизнесу, держа в голове только рациональность, мы рано или поздно станем разочаровавшимися циниками. Она объясняет это тем, что наш реальный опыт и все происходящее вокруг не сходится с тем, чему нас учили. В конце концов это несоответствие заставляет нас не только отказаться от своих идеалов, но и перестать верить в существование истины, что делает из нас оппортунистов. Мы полностью отдаемся динамике рынка и подтверждаем циничность времени, в котором живем.
Ключевую идею ухода от бизнес-мировоззрения, которое строится исключительно на идеалах, предложили ученые того же Фонда Карнеги. Концепция заключается в источнике знаний: мы должны получать их не из гипотетического совершенства, а из реальности, которая нас окружает. В частности, авторы отчета предлагают определить кризисы и дефолты как «обучающие ситуации». «Сегодня финансовый и экологический кризисы не упоминаются в образовательных программах, но мы воспринимаем это в порядке вещей: бизнес-образование все еще целиком и полностью основано на концепции успеха», — удивляется профессор де Монто.
Если мы подойдем к бизнес-образованию только с точки зрения того, что приносит успех в бизнесе, нам едва ли удастся воспринимать свои ошибки, недостатки и проблемы, гораздо меньшие финансового кризиса, как моменты обучения. Эту точку зрения подтверждают Пол Шривастава и Мэтт Статлер, авторы книги «Учимся на мировом финансовом кризисе» (Learning from the Global Financial Crisis: Creatively, Reliably, Sustainably, 2011). Разумеется, когда книжные полки ломятся от рекомендаций и советов как стать успешным менеджером, руководителем департамента, директором компании, или просто достичь успеха во всем, сложно подвергнуть эту идею критике, чтобы тебя при этом не посчитали разрушителем всеобщего веселья. Никто не хочет слушать то, что ставит под сомнение дальнейшее спокойное обучение, в то время как бизнес-студенты могли бы резонно потребовать вернуть свои деньги назад.
Из Аристотеля и Джона Дьюи, американского философа-прагматика, мы знаем, что истинное обучение и рефлексия основываются на экспериментах, особенно на неудачных. Это философский подход: человек получает шанс понять, кто он есть и как он себя ведет, если что-то идет не так.
Вы можете по-настоящему понять, что здоровы, только если когда-нибудь чем-нибудь болели.
Этот инсайт — самый банальный и привычный для других специалистов. Юристы учат закон, основываясь на преступлениях, врачи пытаются лечить болезни. Но одна единственная профессия отказывается от этой основополагающей истины. Она так поглощена своей славой, что делает все возможное, чтобы скрыться от жизненных уроков. Самый худший враг бизнесмена, из–за которой он перестает выходить за собственные рамки и размышлять, — это тотальная концентрация на успехе.
Таким образом, нам нужна философия, которая основывается на наших неудачах и может переводить реальные проблемы с бизнесом в опыт, из которого нужно черпать знания. Неудача — гораздо более широкая тема в философии, чем успех. Неудачи связываются с трагедиями, те — с жизненными кризисами, которые приводят к центральной идее экзистенциализма. Итогом этого размышления является вывод: капиталистическая система гораздо больше зависит от неудач, нежели от успеха. Необходимо помнить, что современный капитализм не мог развиваться без законов о банкротстве и различных ограничений ответственности предприятий. Его развитие в меньшей степени предполагает безопасные пути к успеху, но означает принятие ограничений и поиск правовых, социальных и философских путей их обхода. Любая новая бизнес-философия должна строиться на концепции неудачи и переживании неудачного опыта, а не на циничном идеале успеха.
Так почему специалисты с философским образованием вскоре станут предпринимателями, которые задают тон всему бизнесу?
Философия развивает навыки критического мышления и предпринимательского чутья
Философия — одна из самых сложных специальностей. Строгие стандарты письма и аргументации помогают студентам освоить навыки критического мышления, которые оказываются полезными в различных профессиях. Умение мыслить критически, возможно, и дает особое преимущество IT-предпринимателям.
«Открытые задания вынуждают студентов-философов найти уникальный аспект работы философа, которого они изучают, либо оригинально связывать мысли двух разных мыслителей», — пишет Кристина Нассергходси, директор по инновациям Международной Веллингтонской школы в Дубае. «Подобным же образом предприниматели должны уметь находить и понимать уникальные возможности существующих рынков».
«Мне кажется, что если у вас есть хорошее понимание вопроса, какого быть человеком, понимание жизни, культуры и общества, это обеспечит лучшую перспективу при создании бизнеса, нежели чистое бизнес-образование», — считает сооснователь Flickr Стюарт Баттерфилд, который получил степень бакалавра и магистра философии в университете Виктории и в Кэмбридже, где занимался философией разума. По его мнению, у вас всегда будет возможность научиться подводить баланс и считать прибыль, в то время как другие вещи сложнее схватывать на лету.
Выпускники-философы создают тенденции в мире технологий
«Изначально я планировал стать академиком,» — рассказал сооснователь Linked.In Рейд Хоффман в интервью Wired. Он выиграл стипендию Маршалла и читал курс философии в Оксфорде. Хоффман писал книги и эссе, которые помогали читателям понять, кем они хотят быть, и всячески пытался развить интеллектуальную культуру общества. Когда Хоффман осознал, что оставшись в академическом мире, у него не будет достаточных средств, чтоб оставить на мире желаемый отпечаток, он решил стать разработчиком. Теперь он использует навык критического мышления, развитый во время обучения философии, для вложения выгодных инвестиций в технологические стартапы.
Философы станут теми, кто будет решать самые большие проблемы своего поколения
Прорывы в физике, технологии и нейронауке постоянно спрашивают о природе мира и месте человека в нем. Кроме того, остаются вопросы морали и смысла, которые возникли еще в античное время: как мы должны относиться друг к другу, что означает прожить хорошую жизнь и так далее.
В Принстонском университете считают, что поскольку философы лучше понимают природу человека, они способны лучше понять и задачи современного общества. «Философия может помочь нам обозначить экзистенциальные проблемы, с которыми мир сталкивается сегодня, но только если мы вернем ее из дальнего угла, и начнем активно применять в бизнесе», — писал в 2010 году Дов Сейдман, автор книги «HOW: why HOW we do anything means everything».
Студенты-философы — граждане мира
Во времена глобальной экономики, когда бизнес начинает понимать социальную ответственность и заботиться об общих проблемах, что-то действительно изменить смогут люди, способные мыслить критически. Ребекка Ньюбергер Голдстейн, философ, романист и автор книги «Plato in GooglePlex», недавно заявила, что занятия философией делают студентов «гражданами мира». Она объясняет, почему студенты должны изучать философию, несмотря на их переживания насчет будущего трудоустройства тем, что философия делает жизнь гораздо интереснее и ежедневно помогает в вопросах морального выбора.
Подобное глобальное мышление и гуманистическая точка зрения могут сделать вас еще более желаемым кандидатом на ту или иную должность. «Вы учитесь на гуманитарной специальности, чтобы заниматься своими интеллектуальными пристрастиями, но совершенно случайно становитесь желаемым активом tech-индустрии», — говорит Хоровитц. «Таков ореол человеческого процветания».
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий