Подпишись

Когда женщина начинает печь хлеб - она не учится, она ВСПОМИНАЕТ

Экология жизни: Тем хозяюшкам, которые хотели бы начать выпекать настоящий хлеб, предстоит не научиться этому, а просто ВСПОМНИТЬ, как это делается. Нужно лишь воспользоваться тем, что вы и так всегда ЗНАЛИ, открыть навыки, которые спят где-то в глубине.

Каждая женщина знает как печь хлеб

Тем хозяюшкам, которые хотели бы начать выпекать настоящий хлеб, предстоит не научиться этому, а просто ВСПОМНИТЬ, как это делается. Нужно лишь воспользоваться тем, что вы и так всегда ЗНАЛИ, открыть навыки, которые спят где-то в глубине.

Когда женщина начинает печь хлеб - она не учится, она ВСПОМИНАЕТ

Даже если ваша бабушка или ваша прабабушка уже не пекли хлеб, то ваша пра-прабабушка пекла его - с большой долей вероятности. Восемь пра-прабабушек, пекущих хлеб - а в нас их кровь, их гены: неужели это ничего не значит, неужели это можно сбросить со счетов?

Причем неважно, преобладали ли среди ваших предков землепашцы, воины, священнослужители или даже венценосные особы: обычай обязывал уметь печь хлеб женщину любого сословия.

Помните, в Домострое: хозяйка-"государыня" должна знать, "... как мука сеяти, как квашня поставити, и притворити (т.е. развести, добавив муки и воды), и замесити, и хлебы валяти и испечи, квасны и убухны и выпеклися (т.е. хорошо сквашенные закваской, разрыхленные и пропекшиеся)". А ведь Домострой составлялся протопопом Сильвестром для молодого Ивана Грозного, так что все вышесказанное могло относиться и к самой настоящей государыне! Да и царевна-лягушка не чем-нибудь должна была удивить свекра-царя, а, опять же, хлебом...

Говоря о женщинах, я никоим образом не хочу обидеть уважаемых хлебопеков сильного пола, но факт остается фактом: этнографические данные говорят однозначно о закрепленности этой роли за женщиной. Зато пекарское дело было (и остается) мужским занятием, и это закономерно: женщина дома и мужчина в пекарне готовят несколько разный хлеб (о хлебзаводах я не говорю, поскольку продукт, выпекаемый там сейчас, вообще должен называться каким-то другим словом).

Хлеб, выпекаемый женщиной - сакрален и содержит долю-судьбу семьи, женщина творит его совместно с богами и предками, многократно крестит, посвящая солнцу, волю которого он должен вмещать; с обрядами сажает в печь, которая, опять же, представляет собой своеобразный "путь сообщения" с миром предков - откуда он, пройдя огненное рождение, выходит освященным их благословением

А хлеб из пекарни не имеет сакральной силы, не вмещает судьбу семьи и является светской пищей - но это и правильно, ведь товар сакральной силы иметь не должен, иначе пекарь рискует распродать все свое счастье покупателям.

При этом пекарь может испечь очень вкусный хлеб, а подход его свободен от женской иррациональности и наполнен цифрами, измерениями, подсчетами с точностью до грамма - иногда это дает преимущества.

Хотя и женская иррациональность имеет корни в традиции, ведь бабушки меряют все не граммами и не градусами, а "на глазок" и "как рука чувствует", то есть интуитивно, поэтому если у вас основные единицы измерения такие же - не переживайте, это в норме.

Ну, а самое главное утешение уважаемым представителем сильного пола - у мужчины в традиционном быту была не менее ответственная и почетная обязанность: он оделял домочадцев заключенной в хлебе долей, то есть должен был резать или ломать, смотря по случаю, и раздавать хлеб, иногда со специальными благословляющими обрядами (а еще он пахал землю и сеял хлеб - тоже важно и ответственно, не правда ли?).

Тем, кто мне по каким-то причинам не верит, я советую заглянуть в любой словарь или энциклопедию соответствующей тематики - например, "Энциклопедический словарь. Славянская мифология", где в статье А.Л. Топоркова прямо написано: "Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба — специфически женскими занятиями."

Когда женщина начинает печь хлеб - она не учится, она ВСПОМИНАЕТ

Отсюда есть еще два важных следствия. Во-первых, женщина хлеб, испеченный для своей семьи, продать не может. Во-вторых, никакой покупной хлеб не заменит домашний в его освящающей, сакральной функции.

Так что если говорить о традиционном укладе, то выпечкой хлеба для домашних занималась все-таки хозяйка, большуха (мужчину к печи вообще не подпуская) - ведь город далеко, и пекарня далеко, и хлеб там дорог, изредка только после ярмарки деток побалуешь; да и не заменишь ничем свой-то хлеб. Занималась не в форме профессии или, Боже упаси, бизнеса (такой подход показался бы нашим предкам кощунственным), а как и прочими домашними делами, спокойно и уверенно - точнее, конечно, выделяя это важное обрядовое действо из ряда прочих дел.

Ведь для тех времен суть обязанностей хозяйки состояла не в том, чтобы просто испечь хлеб, полезный для здоровья, ферментированный, не содержащий х\п дрожжей (хотя таким этот хлеб и был); но испечь такой хлеб, который, будучи помещенным на стол в красном углу, сможет превратить этот стол в "престол"-алтарь, освятить его и весь дом, сможет стать "Даром Божьим", заключающим в себе будущее семьи, являющимся оберегом и вместилищем удачи, здоровья и благословления богов.

Такой хлеб и пекли хозяйки седмицу за седмицей, год за годом, век за веком, передавая навык следующим поколениям. И хотя физически эта нить преемственности была перерезана событиями ХХ века, но золотая, невесомая нить памяти, идущая очень издалека, еще может быть найдена и подхвачена в наши дни.

Вот и происходит в подавляющем большинстве случаев так, что у женщины как-то легко и естественно получается вернуться к выпечке хлеба. Словно не осваиваешь новое, а УЗНАЁШЬ что-то давно знакомое - я думаю, хозяюшки, пекущие хлеб, могли бы это подтвердить или прокомментировать.

Вы заметите, что выпечка хлеба отличается от обычной готовки: он удивительным образом вбирает и ваше состояние, и всю обстановку в доме, в семье, природе, и вы увидите, каким красивым и добрым он получается, когда мы печем его в спокойном, благожелательном состоянии, в благоприятный день, сосредоточившись на этом занятии.

В этом есть что-то от волшебства, не правда ли? Ведь так и считалось: хлеб, выпеченный в спокойной обстановке, - «счастливый и приносит здоровье тому, кто его есть».опубликовано econet.ruЕсли у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Автор: Юлия Зиновьева

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.by/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Где есть злость, под ней всегда скрывается боль. Экхарт Толле
    Что-то интересное