Экология сознания: Жизнь. Распространенные взгляды на счастье в картинках, соотнесенные с тем, что мы знаем о нем из современных исследований и концепций.
Счастье – это то, ЧТО мы делаем и КАК мы живем
Распространенные взгляды на счастье в картинках, соотнесенные с тем, что мы знаем о нем из современных психологических исследований и концепций.
1. Счастье как вершина горы.
Нечто, к чему нужно стремиться, что необходимо достичь. Сама идея «стремления к счастью» — лучшая иллюстрация этой метафоры. Одним из ее следствий является представление о том, что счастье – это нечто внешнее, что это объект, а не самоощущение. Чтобы избежать двусмысленности и неопределенности в психологии сегодня используется в качестве более строгого термин: «субъективное благополучие».
2. Счастье как запрятанный клад.
Его надо искать и найти. Эта метафора также содержит скрыто в себе идею «потерянного рая» — чего-то прекрасного, чем мы обладали (в детстве, предыдущих отношениях, на предыдущей работе) и что утратили. В этой связи, как полагают психологи, более предпочтительной метафоре потери-нахождения является метафора выстраивания или выращивания. Другими словами, лучше относиться к счастью как к цветку, который мы культивируем и растим.
3. Счастье как ветер перемен.
Мы ждем его и надеемся, что вместе с изменениями обстоятельств жизни, придет долгожданное изменение в нашем переживании. Многочисленные исследования в области позитивной психологии показывают, что это неоправданные ожидания.
В список того, что не меняет стабильного ощущения счастья входит, например: продвижение по службе, собственное жилье, больше денег, больше времени, красивая фигура, здоровье, выигрыш любимой команды, победа предпочитаемого кандидата в президенты на выборах и т.д.
4. Счастье как удача.
Если Вы баловень судьбы – Вы более счастливы. Этот миф развеивает, в частности, известное исследование Филиппа Брикмана, показывающее как быстро мы адаптируемся к большим удачам и неудачам в своей жизни.
Люди, выигравшие лотерею, и люди, прикованные к коляске после автокатастрофы – в конце концов, возвращаются к исходному личному уровню счастья-несчастья. (У первых это занимает в среднем месяц, у вторых – около года.)
5. Счастье как лакомство.
Быть счастливым – значит жить максимально полной удовольствиями жизнью. Культ наслаждения и ярких эмоций – одна из самых древних, соблазнительных и убедительных философий жизни. О ее односторонности и уязвимости говорили мыслители прошлого.
Сейчас на это указывают исследования: количество и острота удовольствий не способствует повышению уровня счастья. Наша гонка за ними часто является попыткой заполнить внутреннюю пустоту, вызванную отсутствием важной составляющей счастья: смысла.
6. Счастье как наследство.
Если у нас было несчастное детство или юность, мы не скопили или обанкротили свой психологический капитал – не стоит ждать счастья в будущем. Это представление имеет весомые психологические основания – мы совсем не всегда способны сами вытащить себя из бесконечного перемалывания неудач прошлого и движения по кругу.
Для этого исторически сформировался целый институт – психотерапии. В то же время, прошлое не предопределяет однозначно наше будущее, векторы развития и ощущение счастья. И важно это не забывать.
7. Счастье как непрерывное блаженство.
Образ, который достался нам из литературы, кинематографа и древних сказаний о людях, которые испытали драму, внутреннее преображение и затем стали счастливыми. Это представление не дает нам возможности понять, что ни один человек не испытывает, не может и не должен испытывать одинакового счастья постоянно. Ни пробужденные гуру, ни живущие в гармонии с собой психотерапевты, ни мудрые авторы книг по счастью не счастливы навсегда и повсюду – о чем и сами они говорят.
8. Счастье как монета.
Либо решка, либо орел; вы либо счастливы, либо нет – третьего не дано. Это одна из фундаментальных ошибок нашего отношения к счастью: категоричный, «черно-белый» подход. Правда в том, что всегда есть градация, шкала. Не случайно в исследованиях счастья, как и в практике коучинга используются обычно шкалирующие вопросы, типа «Насколько Вы счастливы?», а не загоняющий в угол вопрос: «Ты счастлив или нет?».
9. Счастье как единственный выход из лабиринта.
Есть один путь, один способ прийти к счастью. Идея, которую мы унаследовали от ортодоксальных и метафизических учений. Исследования подтверждают то, что далеко не любой образ жизни способствует долговременному приросту счастья. В то же время есть принципиальное множество образов жизни и проверенных практик, способствующих долговременному переживанию счастья.
10. Счастье как откровение.
Существует нечто, что мы еще не знаем, но что важно осознать и жизнь с этого момента начнет меняться. Это то, за чем мы обращаемся к психотерапии и духовным практикам. Однако счастье не в меньшей мере связано с осознанием каких-то истин и пониманием чего-то про собственную жизнь, чем с активным действием и изменением через действие. Счастье – это, в конечном счете, то, что мы делаем и как мы живем.
опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
©Алексей Улановский
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий