Исторически сформировался сценарный постулат "предки - пожилые – всё знают лучше, и их безоговорочно нужно слушаться "
Тот опыт, который приводил к власти и материальным благам, передавался "от отца к сыну" строго поэтапно и дозированно. Причём сыновья ничему не имели права учить родителей: широко известное "яйцо курицу не учит" – порождение именно той самой системы. И таким образом сформировавшийся патриархат – власть старших, власть родителей – встал на пути прогресса, главное условие которого – чтобы потомки знали больше предков.
Достаточно много внутриличностных проблем и сложностей в супружеских отношениях связано с системой так называемой мегасемьи.
Это семья в самом широком понимании этого слова: родственники, объединенные вместе для совместного проживания, а точнее, выживания. Прототип мегасемьи - дикая стая. Собственно, человек, хоть и говорит, что "семейные законы - это законы человеческие, надо жить по-человечески, семьей" и тому подобное, перенял мегасемью именно у братьев наших меньших.
Стая - сложное сообщество животных одного вида. В стае (а все законы стаи будут в дальнейшем действовать и для сообщества человеческих родственников) присутствует строгая иерархия от альфы до омеги.
Такая структура нужна прежде всего для более результативного добывания пищи. В стае - распределение обязанностей и если хотите, своего рода научная организация труда. В частности, далеко не все ее члены добывают пищу. И в процессе охоты тоже не все бегают кучей за добычей: существует расстановка сил, у каждого своя роль, исходя из возраста, сил и способностей.
Расставляет всех по местам вожак стаи. Таким образом охота становится более результативной и менее опасной. Для этого в основном и нужна строгая стайная иерархия, чтобы каждый знал свое место и не пререкался попусту с вожаком.
И как правило, в стаю объединяются хищники - то есть те, чья добыча пропитания связана с непосредственной опасностью. Ведь если щипать травку на лугу можно каждому самостоятельно, то бегать за каким-нибудь оленем, который может и копытом по зубам - чревато последствиями.
Такая стайная система отношений сохранилась и у первобытного человека. Причем исторически сложилось так, что дети, вырастая, не разбегались из стаи, оставались в ней же. И чем больше было детей (точнее, охотников), тем крепче, сильнее, влиятельнее становилась стая. В ней соединялись несколько поколений, и все родственники были одной большой семьей.
Переход человечества к оседлому ручному земледелию окончательно закрепил среди людей мегасемейные принципы вместе с иерархией прежде всего по возрасту. Далеко не всегда даже у животных иерархия определялась одной только силой. Во многих случаях иерархическое положение определялось ещё и опытом. Точнее – его связкой с обеспечением выживания "подчинённых".
Здесь часто приходится рассказывать, как ни странно, про слонов.
Слоновье стадо обычно состоит из самок с детёнышами, и основная их задача – пережить засуху, вовремя найдя источник воды. А так как карт и навигаторов у слонов нет – то крайне важно становится помнить все имеющиеся в пределах досягаемости источники, включая опыт ежегодного пользования ими: какие более устойчивы и сохранны в период той или иной погоды, где чаще или реже бывают крокодилы и т.п. И обычно самый расширенный опыт накапливается у самой старой самки, той, которая дольше всех этот опыт "собирала и систематизировала". Поэтому, когда она ведёт стадо к источнику – все идут за ней, зная, что она так или иначе приведёт к воде и все выживут.
Но опыт ее формируется из года в год только за счёт того, что общая задача не меняется. Если бы слонам нужно было в один год искать воду, в другом – траву, в третьем – ещё что-нибудь, эта система бы не срабатывала. Или если они вынуждены были искать воду сегодня в одном регионе, завтра в другом, послезавтра в третьем. А так как изначальная система условий много лет не меняется и повторяется из года в год – то выигрывает "в знаниях" как раз самая пожилая особь.
В эпоху земледелия у людей жизненный опыт формировался примерно по тому же принципу. Возделывая земли и ожидая урожай, люди были вынуждены оставаться годами на одном и том же месте, в одном и том же климате, и их задачи по добыванию еды также сводились к повторяющимся рутинным операциям. Таким образом, жизненный опыт на тему "по каким признакам определять, когда что делать, чтобы урожай был богаче" – набирался у наиболее пожилых людей, которые накапливали "умение давать советы для лучшего выживания" благодаря ежегодной повторяемости задач.
Так постепенно формировался сценарный постулат "предки - пожилые – всё знают лучше, и их безоговорочно нужно слушаться ". И тут же вырастал ещё один базовый принцип: "Если хочешь выжить – слушайся старших, они знают лучше. Будешь делать что-то поперёк их советов – помрёшь". То есть, для того, чтобы спланировать любой шаг, человеку нужно было получить добро сверху, то есть фактически – для жизненной уверенности и комфорта завести себе начальника. Соответственно, для ориентирования в жизни возникла потребность чётко представлять, кто является в конкретном социуме твоим вероятным начальником, и дальше – его слушаться. Ради собственного выживания.
Постепенно у многих устойчиво формировалась бессознательная потребность в том, "кто знает, как надо" (с). Потребность в иерархии как таковой, если хотите. А с годами – потребность и самому побыть начальником, особенно в условиях, где иерархическое превосходство давало власть и связанные с нею материальные дивиденды. Примерно так закладывались первые ростки иерархического мышления.
Причём что любопытно – в описанном выше земледельческом социуме "предки" являлись носителями не столько знаний, сколько технологических приёмов. А дополнительные знания чаще были лишними как "провоцирующие сомнения".
Таким образом личность в мегасемье "по наследству", путём многократно передающегося из поколения в поколение родительского сценария получала установку типа:
"Делай прежде всего то, что тебе велели сверху, тогда выживешь. Делай только то, на что получено благословение старших, тогда выживешь. Не задавай вопросов, не подвергай сомнению, и будешь цел и невредим. Иначе тебя изгонят из мегасемьи, из стаи, и ты останешься один, не выживешь и погибнешь".
Сейчас основной проблемой патриархальной иерархии как раз и стало то, что основное ее условие формирования и поддержания – неизменная система задач, повторяющаяся каждый год – стала пропадать.
Условия начали меняться, пожилые люди перестали успевать за новыми навыками, менее ригидная молодёжь осваивала новое быстрее и интенсивнее – в результате власть старших, основная на их большем опыте, обеспечивающим выживание и благополучие, стала расшатываться. Жизненный опыт перестал вести к безопасности и благополучию по умолчанию. Одна из наиболее частых проблем, с которыми обращались к психологу родители подростков – "как запретить ребёнку сидеть за компьютером". Потому что это были новые знания, родителям неподконтрольные. И жаловались те родители, которые не могли сами этот компьютер освоить и не могли в своей системе позволить ребёнку знать больше, чем они. На бессознательном уровне это было банально страшно, так как по сценарным принципам угрожало выживанию всей семьи.
Людям вообще бывает трудно "соскакивать с наработанных рельсов", а при наличии иерархического мышления – трудно вдвойне, так как это, если говорить на языке трансактного анализа, связано со сценарной трансакцией "защищающий Родитель – испуганный Ребенок", и пойти против этой трансакции – по сценарию именно что смерти подобно. Тут встаёт дыбом все бессознательное и все инстинкты самосохранения. Старших, начальников надо слушаться, иначе – беда.
В мегасемье, основанной на жесткой иерархии, довольно часто вместо решения той или иной проблемы начинаются "поиски виноватого". На скайп-конференции, посвященной этой проблеме, был вопрос – а зачем люди этим занимаются, проблема же висит, всех напрягает, к чему тут вместо решения виноватого искать?
А чаще всего к тому, что в структуре с выраженным иерархическим мышлением каждый участник такой пирамиды – для кого-то Начальник, для кого-то Дурак. Чем ниже человек в пирамиде – тем меньше он Начальник и тем больше Дурак. Однако быть Дураком "сверх положенного" не хочется никому. Но в том и беда "решения проблем" в иерархических системах, что там очень важно вначале найти крайнего: и все занимаются этим потому, что если не заниматься – велика вероятность, что крайним "Дураком" сделают тебя. Если ты за это время не найдёшь кого-то другого.
Это, кстати, и к вопросу о чувстве вины. Многим очень важно на кого-то повесить вину, потому что в социуме, где мыслят иерархически почти все, и где основной социальной структурой является мегасемья - если виноватый пока не найден, велика вероятность оказаться таковым самому.
Еще одна из проблем иерархического мышления – бинарность "прав-виноват". То есть в любой дискуссии, в любом споре иерархически мыслящий человек будет отстаивать свою правоту с пеной у рта, потому что "принятие разных точек зрения" не укладывается в его систему. У него – либо Начальник, либо Дурак. Либо прав, либо… правильно, виноват. Тот, кто окажется "неправ" – тот будет виноват. А чтобы все были правы, каждый по-своему – этого его система тоже не принимает.
С появлением научно-технического прогресса мегасемья стала устаревать и изживать себя. В частности, при внедрении научного прогресса и автоматизации производства потребовалось много людей одной специальности. Скажем, на конвейер нужна тысяча сборщиков. Поэтому одна семья, даже мега-, не могла обеспечивать такие нужды - даже в самой большой семье не найдется тысячи сыновей одного примерно возраста работоспособности.
Семья стала выполнять функции не по производству питания, а по воспроизводству населения, наследованию имущества и воспитанию детей.
А сегодня с развитием капитализма и массового производства мегасемья вообще стала обузой. Подтачивают мегасемейные скрепы и другие современные реалии: например, стремление к разделению малых семей и синглов (потому что теперь они вполне могут себя обеспечить, живя отдельно), примат государственных законов над семейными традициями, автоматизация производства и возможность заработать самому и купить продукты в магазине, а не выращивать на грядке. Постепенно пропадает необходимость проживать большими кланами – с одной стороны. А с другой – постепенно, но закономерно сдает ведущие позиции иерархическое мышление, подчиняясь возникновению людей новой формации.
Сегодня за принципы мегасемьи-стаи держатся в основном те, кого называют "кланом" или "братством". Собственно, отсюда пошло слово – братки. Это стая, живущая в оппозиции к закону и добывающая свой хлеб криминальным - опасным для членов стаи - методом. Поэтому им никуда не деться от законов мегасемьи: ведь для них чем больше в стае народу, тем они сильнее. И чем опаснее для жизни способ пропитания - тем сильнее крепнут мегасемейные связи. Кстати, мало кто знает, что в переводе с разговорного итальянского известное слово "мафия" значит всего-навсего "моя семья".
Но очень часто люди просто ищут возможность вернуть мегасемейные скрепы, всеми силами не дать ситуации измениться, любой ценой удержать прежний расклад. В частности, у многих в собственности есть дачные участки, где обязательно нужно развести огород и выращивать собственную картошку и помидоры. Если подсчитать затраты времени на этом участке, особенно в отрыве от работы (да и от отдыха), и на транспорт, чтобы доехать до этого участка - урожай получается просто золотой. Однако не ради него большинство москвичей держат дачные огороды. А как один из вариантов - чтобы получить возможность привязывать к себе родственников и чаще всего детей. Не давать им разлетаться от себя, привлекать к работам и создавать такую, извините за каламбур, небольшую мегасемейку, где, соответственно, быть Начальником.
Стержень, основа мегасемьи - сильный хозяин. Чаще всего отец или дед. Не стоит удивляться слову "дед": дедом в такой мегасемье чаще всего был мужчина лет 45-50 (потому что в таких мегасемьях первых детей рожали в 16-18: нужны рабочие руки, и чем больше женщина успеет произвести детей за период своей способности к воспроизводству, тем лучше.) Это тот самый "дедушка с ложкой", который строго следил за соблюдением внутрисемейной иерархии - в частности, за столом. Нельзя было есть мясо без его команды, а иначе - ложкой в лоб. Глава семьи обладал практически неограниченной властью. И эту власть он получал только тогда, когда представитель предыдущего поколения отправлялся на печку по старости и слабости здоровья. Но сыновья уже подросли и поджимают отца на посту хозяина. Поэтому стариков, потерявших возможность руководить семьей, берегли еще и затем, чтобы не потерять собственной власти.
Здесь же лежит основа другого конфликта. Почти все наши современные старики (как раз кому по 70-75) выросли в таких мегасемьях из четырех поколений. Будучи детишками, которыми каждый мог командовать и лупить их ложкой по лбу, они думали, сцепив зубы: "Ну погодите, вот я вырасту, займу место отца или деда, всеми вами покомандую!" (Вспоминается армейская дедовщина? Правильно, очень похоже. И слово то же самое: деды).
Тем временем город смешался с деревней, жизнь изменилась, и перебравшиеся в город старики увидели: когда они стали принадлежать к третьему поколению (то есть к тому, которое в мегасемье и было руководящим), оказалось, что сейчас в современном городе рожают позже. То есть руководят в семьях здоровые и крепкие отцы и даже сыновья, а деды оказались теми самыми 70-летники стариками, которым по слабости здоровья пора на печку.
Вожделенный этап - командование всей семьей - современные старики проскочили. Вернее, его для них как бы и не было. Из угнетенных детишек - в угнетенные пенсионеры.
Вот и конфликт: дети, которым уже по 30-40, говорят маме или папе, которым 70: ну что вы все ворчите, посидели бы себе спокойно на старости лет. А в их понятиях это значит: полезай на печку, раз никуда не годен, и молча подчиняйся. Да они всю жизнь ждали момента, когда станут властвующим поколением, и что теперь? Нет уж, так просто они не сдадутся.
В мегасемье было, как правило, много детей: чем их больше (в частности, опять же сыновей) - тем крепче, сильнее, влиятельнее семья. Да и дочерьми впоследствии тоже перестали гнушаться: приданое приданым, но дочь выйдет замуж, приведет мужа, члены его семьи станут членами нашей семьи. Образуется новая сильная мегасемья. Только, разумеется, смотреть надо, кого дочка приведет, чтобы не голытьба и не гуляка. Это как раз тот самый момент, когда естественный отбор – личный выбор партнеров и супругов - сменился, скажем так. отбором неестественным: когда жен и мужей детям выбирали родители.
Отсюда опять же современное "моральное требование" жить несколькими поколениями в одном жилье, неприятие того, что одна большая семья дробится на несколько самостоятельных, Мол, мы сильны, пока мы вместе - даже если при этом сидим друг у друга на голове и спокойной жизни нет никому.
По мере развития торговых взаимоотношений мегасемьи начали отходить от принципов совместного проживания и образно выражаясь, расползлись в географическом плане. Однако все равно во всех этих случаях члены мегасемьи считались родственниками и всячески придерживались родственных связей и обязанностей. При таком разъединении все равно было необходимо встречаться - чтобы не растерять все еще необходимых прочных родственных связей. И как правило, встречались представители такой мегасемьи на достаточно значимых событиях - свадьбы, крестины и похороны. Отсюда и идет традиция звать на эти события обязательно всех-всех родственников до седьмого колена - хотя сейчас это давно неактуально.
У членов мегасемьи, которые уезжали торговать, оставались и иные родственные обязанности. К примеру, представители иных народов живут торговлей по всему миру, но обязательно отсылают часть дохода в свою мегасемью - так сказать, участвуют в ее благосостоянии если не физическим трудом, то материальным. Хотя на средства этой мегасемьи не кормятся и зарабатывают сами - все равно обязаны перед семьей, и все тут. Причем они иногда посещают свою семью, так сказать, с отчетом о проделанной работе. А вообще такие посылки денег - это своего рода дань, цена за свободу: именно на условиях материальной помощи отпускала семья работника торговать, отдавала, как ясно, собственную пару рабочих рук.
В мегасемье дети изначально считались родительской собственностью, дармовой рабочей силой, не имеющей права ни на какие личные желания, стремления и претензии. Что родители скажут - то и делай, а то ложкой по лбу. Причем никуда деться нельзя: хозяйство натуральное, и при жесткой субординации - полная материальная зависимость от старших.
Разумеется, самая сильная подножка мегасемье - развитие индустриального производства. Максимально возможная свобода выбора, иерархия не по старшинству и силе, а по социальному принципу (начальник не тот, кто старше и сильнее, а тот, кто больше знает и умеет). Старшие дети из родительского дома стали перебираться в города, чтобы обрести желанную свободу. Но ведь личность-то у них сформирована в традициях мегасемьи, так что же удивительного в том, что в этом городе, создавая семью и рожая детей, они стали придерживаться тех же традиций и принципов - и потерпели разочарование, потому что в городе мегасемья уже неэффективна. Сегодня социальное положение человека все чаще определяется его собственными знаниями, умениями и способностью к личному выживанию.
И главное - сейчас важно не количество, а качество детей. Если в мегасемье требовались рабочие руки - чем больше, тем лучше, и при этом родителей мало заботило, какая будет у детей голова, то сегодня нужны интеллектуальные личности, причем все чаще –нестандартно мыслящие.
Таким образом, мегасемья - это государство в государстве. И в ней непременно присутствует конфликт поколений, и суть этого конфликта - борьба за власть. Часто бывает так, что дети, выросшие в мегасемье, но не принявшие ее принципы, вообще не стремятся к созданию семьи: они просто не понимают, как можно жить по-другому. А такую семью, как была у них, они создавать не хотят.опубликовано econet.ru
Автор: Николай Нарицын
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий