Случайно нашла абсолютно замечательную статью про минимализм. И коротко, и ясно, и по существу. Безо всей этой внешней шелухи типа «пятидесяти вещей» и отказов от машины. Минимализм — как духовная работа, как философия размеренной и осмысленной
«Если не можешь изменить ситуацию —
измени свое отношение к ней»
(Станислав Ежи Лец).
Почему человек так редко чувствует себя счастливым? Большинство людей считают, что для полного счастья им не хватает чего-то совершенно конкретного – здоровья, денег, любви, или же всего этого одновременно. Причем мера этого «не хватает» поразительно отличается в отдельно взятых случаях, полностью оправдывая поговорку: «У кого суп жидкий, у кого бисер мелкий». В чем же главная дилемма счастья-несчастья?
Чтобы разобраться, зададим себе простой вопрос: а что на самом деле нужно человеку?
Определенное количество белков, жиров, углеводов и витаминов - независимо от ассортимента съеденных блюд, защита своего тела от холода и осадков - независимо от цвета и фасона одежды, два квадратных метра постели для ночлега – независимо от размера окружающего этот ночлег жилища, добраться из пункта А в пункт Б - независимо от габаритов и прожорливости транспортного средства под седалищем.
А все эти рестораны, Версачи, особняки и огромные джипы – только внешний антураж, от которого никак не зависит физиология человеческого организма. Это – из сугубо материальной жизни. А из, так сказать, «моральной» ее составляющей? Ах, ну да – человек ведь животное стайное, и для него важен статус, то есть положение в иерархии таких же двуногих. А зачем он, статус? Видимо, для того, чтобы с его помощью обедать в дорогих ресторанах, иметь Версачи, дворцы и джипы. Или наоборот, это все – для статуса? Вот тут и возникает змея, кусающая себя за хвост.
Все эти «тараканьи бега» за так называемым успехом есть порождение одной из фундаментальных потребностей человеческой природы – занять место повыше в стае себе подобных.
Но есть и еще одна сторона этой проблемы.
Кроме стайных инстинктов, человеком управляет один из законов психофизиологии, опять же – предназначенный для выживания и доминирования, как биологического вида. Его можно вкратце сформулировать так: счастье кратковременно, несчастье – бесконечно. Другими словами, природа не позволяет человеку, который удовлетворил свою очередную потребность, слишком долго получать от этого удовольствие – такая длительная «расслабуха» опасна для жизни, поскольку можно утратить бдительность и быть съеденным тигром, или получить дубиной по голове от менее удачливого сородича.
А вот к неудовлетворенной потребности человек не может привыкнуть – со временем она становится только острее. Что же это все означает, применительно к жизни представителей большинства населения? А вот что: люди в массе своей просто не в состоянии остановиться в своем бесконечном «возвышении» и самоутверждении, поскольку они слишком быстро перестают получать удовольствие от своего очередного, хотя и сомнительного «достижения», и как наркоман во время «ломки» находится в лихорадочных поисках дозы – люди так же вечно стремятся к новым «вершинам» успеха и благополучия.
Но каков же может быть окончательный итог всех этих гонок? Увы, возможные варианты не блещут разнообразием. Если на протяжении длительного времени индивидууму не удается достигнуть запланированного набора признаков успеха и благополучия, или же он их вдруг утрачивает по какой-то прихоти судьбы - высока вероятность депрессии, ощущения потери смысла жизни.
Если же все в основном получается – человек становится заложником своих собственных достижений, поскольку цель неизбежно подменяется процессом, и жизнь превращается в бесконечный марафонский забег за деньгами, титулами и погонами. И если вдруг происходит вынужденная остановка на каком-то этапе в процессе этих нескончаемых побед и достижений – это воспринимается как крушение всех жизненных планов. Как же разорвать этот порочный круг, в котором удовлетворение одной потребности неизбежно порождает возникновение новой?
Самый простой и эффективный способ – устранить факторы, провоцирующие собственно возникновение самих потребностей. Разумеется, природу человека обмануть нельзя – потребности, обусловленные физиологически, устранить невозможно. Но можно их свести именно к тому уровню, который является естественным и необходимым. Такой подход к жизни называется «минимализм».
Первым из известных нам минималистов был, наверное, Диоген, который считается последователем философской школы киников (производное от слова «собака», позднее термин в быту был модифицирован в «циники», в коем упрощенном понимании применяется и сейчас). В центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с обществом. Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Надо сказать, что вплоть до начала прошлого века большинство жителей Земли были «минималистами поневоле», поскольку производительность труда в ту эпоху с трудом обеспечивала для среднего человека минимум необходимых средств для выживания. Но впоследствии человечество, окрыленное успехами научно-технической революции, почувствовало вкус к материальному изобилию, одновременно оказавшись к нему морально неподготовленным.
В настоящее время средний житель Европы или США в состоянии обеспечить себя всем необходимым для жизни, трудясь всего несколько часов в день, но антиподом этой возможности стала искуственно насаждаемая философия потребления.
В массовое сознание европейцев и американцев всего за два-три поколения было внедрено твердое убеждение, что материальное благополучие есть синоним счастья, то есть по мере роста своих возможностей к потреблению человек автоматически становится счастливее. В итоге это привело к истреблению живой природы, ухудшению экологии и даже изменению климата в погоне за сырьевыми ресурсами, без которых невозможно производить все больше циклопических особняков, огромных джипов и сотен костюмов для представителей «золотого миллиарда».
Особенно это наглядно представлено в США – широкие дороги, большие дома и машины, ослепительные наряды, как символы «америанской мечты». Что интересно, антипримером является далеко не отсталая в экономическом отношении Япония, в которой небольшая (даже по нашим меркам) квартира вполне может считаться апартаментами, а простота и скромность в быту является устойчивым признаком национального менталитета.
Итак, попробуем уяснить - чего же нам обычно не хватает, как говорится, для полного счастья?
Шаг 2. Устраните из вашей жизни все лишнее. Как отличить лишнее от необходимого? Очень просто – по признаку природной (биологической и социальной) разумности и целесообразности. К примеру, самая распространенная человеческая слабость – любовь к вкусной еде. А между тем не лишне помнить, что еда – не развлечение, а питание! Скажем, конфеты или торт в вашем рационе – предметы абсолютно бесполезные, направленные исключительно на получение удовольствия, но зато дорогостоящие и не способствующие улучшению пищеварения и укреплению здоровья. Лучше съесть пару яблок. Просмотр телесериала, как правило, ничего не дает ни уму, ни сердцу, зато отрицательно влияет на самочувствие. Лучше почитать умную книгу (если таковой под руками нет – то хотя бы эту статью). Беспредметные разговоры «за жизнь» по телефону или посиделки с соседом за пивом – не оставляет ничего, кроме вороха ненужных мыслей и несвежей головы. Лучше пообщайтесь с детьми или пожилыми родителями – и им, и вам это будет в радость. Если курите, или выпиваете – бросьте это, самостоятельно или с помощью врачей. Тут комментарии излишни – удовольствие кратковременное, зато проблемы пожизненные. Перестаньте гоняться за вещами – человеку не нужно так много, как он обычно об этом думает. Разумный минимум в одежде, жилище и предметах домашней обстановки избавит вас от необходимости искать деньги на новые покупки и страдать от того, что вы не смогли себе их позволить. Не нужно создавать фетиш из развлечений и того, что в обиходе называют отдыхом – на самом деле реальной необходимости во всем этом не существует. Биоритмы человеческого организма предусматривают только один вид отдыха – ночной сон один раз в сутки. И все! Остальное – цивилизационные выдумки и застарелые иллюзии. Потратить кучу денег ради того, чтобы днем потеть на пляже, а вечером наливаться коктейлями в баре – что, и от чего у вас таким образом отдыхает? Пересмотрите свои позиции – и вы сэкономите деньги, время и здоровье (как ни странно, но многие виды отдыха и развлечений его не укрепляют, а подрывают).
Шаг 3. Смиритесь с мыслью, что вы именно такой человек, каким вас создала природа. Вы можете (и должны!) что-то в себе улучшить – но чудес не бывает. Разумеется, нужно заниматься собой – регулярно и настойчиво, но без фанатизма. От реализации предыдущих двух шагов у вас образовалось некоторое свободное время – потратьте хотя бы полчаса в день на физические упражнения. В ваших силах усовершенствовать свое тело до положенного ему природой предела – и в большинстве случаев результат будет даже лучше, чем вы ожидали. По достижении этого результата нужно предельно четко уяснить для себя: на этом – все, фотомоделью (атлетом) мне не стать. Но мир населен не одними красавцами и красавицами, поэтому нужно свыкнуться с мыслью, что ваши внешние данные все будут воспринимать именно такими, какие они есть. И не нужно все время думать, как вы выглядите, нравитесь или не нравитесь окружающим – от этих мыслей ваша привлекательность большей не станет. И уж тем более совершенно бесполезно постоянно стараться казаться лучше, чем вы есть – это чаще всего дает обратный результат в глазах окружающих.
Шаг 4. Старайтесь строить свои отношения с людьми, исходя из ваших желаний и симпатий. Нет никакой необходимости тратить время на поддержание различных связей только ради того, чтобы чувствовать свою значимость, или повысить свой социальный статус - это ничего вам не даст, кроме потраченного времени и чувства разочарования. Не нужно пытаться доказать вашему партнеру, что вы в чем-то лучше его – все равно не докажете, а отношения можете испортить. Примите его таким, как он есть, а если несовершенство партнера вы перенести не в силах – расстаньтесь. Не стоит пытаться перевоспитывать взрослого человека - какой смысл выполнять работу его родителей? Избавьтесь от ревности во всех ее разновидностях – вы ведь не являетесь собственником вашего партнера, не правда ли? Какая вам разница, в каких отношениях и с кем он пребывает, если конкретно ваши отношения с ним вас вполне устраивают? Одно из самых бесполезных занятий – пытаться контролировать желания и поведение других людей, но абсолютное большинство людей как раз этим постоянно занимаются.
Однако может возникнуть совершенно закономерный вопрос: а не приведет ли такой решительный отказ от практически всех удовольствий и радостей (пусть даже иллюзорных) к потере того, что называют «драйв», «радость жизни», проще говоря – не утратим ли мы чувство счастья, которое до этого хоть редко, но посещало нас? Не беспокойтесь - этого не произойдет.
На крыше установлена солнечная батарея и система сбора дождевой воды.
Минимализм – не разновидность аскетизма, тут не предполагается «истязание плоти» в какой-либо форме. Способность получать удовольствие от естественных отправлений человеческого тела и ума заложена в нас природой, и уничтожить эту способность не так-то просто. Доказательством этого является обширная литература (и художественная, и религиозная) о многочисленных соблазнах, которые обуревали грешные души так называемых «святых», да и рядовых священников и монахов. С другой стороны, существуют целые народы, лишенные привычных нам благ цивилизации – и в массе своей они не чувствуют себя несчастными только по этой причине. Речь идет о произвольном (то есть по сути - принудительном) изменении так называемого порога восприятия, при котором все эти удовольствия ощущаются.
Например, проголодавшийся человек получает более острое удовольствие от поедания куска черного хлеба, чем переборчивый гурман – от утки по-пекински. То же самое можно сказать и о так называемых духовных потребностях – намного большим удовольствием будет посмотреть раз в неделю один по-настоящему интересный, хорошо поставленный фильм, чем ежедневно – очередную серию «мыльной оперы». Разумеется, все не так просто – вначале, при попытке изменить устоявшийся стиль жизни, человек может испытывать настоящую «ломку» от того, что у его тела-ума отобрали привычные развлечения, что больше нет традиционной сигареты с утра и бокала пива вечером, нет большого праздничного торта в выходной, нет чувства приятного отупения под болтовню какой-нибудь «няни» из сериала. Но ничего вечного не бывает – как известно, все проходит, пройдет и это. Взамен в вашей жизни постепенно появится чувство определенной ясности в желаниях – как будто на объективе фотоаппарата навели резкость. Удовольствия станут более острыми, а чувства – более осмысленными. Вы станете лучше понимать, чего хотите, а чего – нет, что действительно нравится – а что не доставляет никакой радости. Вы станете настоящим гурманом в жизни, а не скучающим брюзгой с извращенными потребностями, который чаще всего просто не знает, что с собой делать.
Еще могут быть опасения, что нарушатся отношения с окружающими. Но если и нарушатся - то только такие же по степени их важности, как и породившие их причины. Ведь чудес не бывает - надуманные, лишние, искусственные «реквизиты» нашей жизни порождают такие же отношения между людьми. Например, попытки скрыть недостатки внешности (одежда, чрезмерный макияж) дают кратковременный эффект, создавая видимость привлекательности – но потом все это рушится, вызывая обратный эффект. То же самое можно сказать об отношениях, которые складываются на основе совместного посещения баров, дискотек, пикников – что называется, «как пришло, так и ушло». Так о чем жалеть - об истинных, глубоких отношениях, или их иллюзии? Настоящие любовь и дружба не нуждаются во внешних украшениях, поскольку они идут изнутри человеческой природы. Поэтому в отношениях с людьми вы станете меньше беспокоиться по поводу того, что о вас подумает приятель Вася, и поэтому вам станет проще отказывать своим знакомым в том, чего вы не хотите, и просить их сделать то, что вам хотелось бы, чтобы они сделали. Вы потеряете целую кучу приятелей, с которыми вас не связывало ничего, кроме застолья – зато у вас будет больше времени и желания на общение с теми, кто вам действительно дорог. Как некий побочный результат, одновременно вам станет проще планировать свое время и деньги – их просто станет больше, чем было до этого.
Вот и все, пожалуй. О минимализме в подробностях можно написать толстую книгу, если поставить целью описать все возможные жизненные ситуации, в которых уместен подобный подход. Но это нереально, это – все равно, что прожить чужую жизнь. Поэтому выбор в каждой конкретной ситуации - за вами.
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Супер статья! Спасибо автору. Как раз этих размышлений мне и не хватало в последнее время. Хорошее сравнение - как будто навел на резкость обьектив.
ОтветитьДобавить комментарий