Экология жизни: Коротко о том главном, что изменилось в образовании за последнее столетие, и почему нет смысла ностальгировать по прежним временам. Соображения А. М. Кондакова о зависимости образования от печатного станка на прошлом этапе и от цифровых технологий сегодня заставили меня в очередной раз расширить тезаурус смыслов образования.
Нужно словесно и рельефно выразить такие произошедшие и происходящие изменения.
Обучение vs образование
Люди всегда познавали мир на протяжении своей жизни, на разных этапах переосмысливая свои представления. У кого-то это проявлялось на бытовом уровне в виде жизненной мудрости, кто-то оформлял их в виде произведений искусства или философских текстов. Это было чем-то подспудным, происходящим в процессе текущей деятельности и не имело особого названия. Образование как процесс подразумевало обучение, а обучение было краткосрочной подготовкой к профессиональной деятельности.
По мере роста объёмов информации для успешной профессиональной деятельности и охвата ею всего населения, образование превратилось в новую сферу профессиональной деятельности. Сегодня не осталось видов деятельности, которая не требовала бы обширных познаний. Более того, объём базовых знаний и навыков неуклонно растёт, а срок освоения специальных знаний так же неуклонно падает.
Неспособность осваивать растущие взрывным образом информационные потоки приводит к манипуляциям массовым сознанием, злоупотреблениям наукообразной риторикой мошенниками, и, как минимум, к недобросовестной рекламе.
То, что раньше было спонтанным проявлением бытового сознания или осознанным хобби отдельных интеллектуалов, сегодня становится необходимостью каждодневной интеллектуальной гигиены. И государство должно быть заинтересованно в эффективности и продуктивности этой гигиены.
Значит, оно должно пересмотреть всю систему образования, осознав необходимость разрушения возрастных границ и единообразных устаревших шаблонов. Общество должно само себя постоянно преобразовывать с максимальной эффективностью для каждого — а, значит, и для всех.
Обучение — это когда один обучает другого, причём это возможно только тогда, когда другой сам желает обучиться. Такая форма образования становится лишь одной из возможных.
Традиционная схема насильственного обучения и раньше была низкоэффективной, но существовала относительно успешно, пока обучение играло роль социального лифта. Чем менее обучение влияет на изменение социального статуса, тем менее эффективно насильственное обучение.
Разговоры о мотивации раньше носили теоретический характер, и многие педагоги до сих пор не умеют с ней работать, ностальгируя по классической школе. Нужно понять, что возврата к ней нет — нет больше мотивации к обучению по старинке.
Сегодня важно понимать, что образование — личностный процесс, эффективность которого влияет на эффективность всего общества. То, что раньше могло медленно и неторопливо развивать общество на основе инициатив некоторых наиболее интеллектуально развитых персон, сегодня становится повседневным и всеохватным. Это не значит, что каждый сегодня должен стать великим мыслителем. Это значит, что каждый на своём месте и в меру своих способностей должен иметь условия и стимулы для постоянного развития. Это и есть настоящее образование, которое нельзя больше путать с обучением.
Новая ситуация vs старые модели
Представление о мире мы формируем, создавая модели. Имея модель, мы можем предсказывать и объяснять поведение мира. Несовершенство моделей, приводящее к нестыковке прогноза и реального поведения мира, является поводом для их совершенствования.
Чтобы модель построить, нам приходится комбинировать известные элементы. Набор элементов и способы их комбинирования — это и есть содержание образования, которое формирует наше мышление. Проецируя утверждение нейрофизиологов на образовательную плоскость, наш мир — это наше мышление.
Совершенствуя мышление, мы совершенствуем свой мир, понимая под миром не нечто внешнее, а себя как активную мыслящую часть чего-то целого.
Образование — совершенствование мышления. Информационные технологии (необязательно цифровые!) — способ манипулирования моделями, средство мышления.
Сознательный отказ от освоения новых информационных технологий сужает инструментарий мышления и возможности совершенствования мира.
Поэтому любые попытки оправдать отказ от новых технологий деструктивны. У любых технологий есть свои преимущества и ограничения, которые нужно осваивать для эффективного и продуктивного применения.
Нет нового мира без нового образования. Каждый, помимо собственной воли, занимается своим образованием более или менее успешно, более или менее эффективно.
Государственная система образования — это система мер по формированию условий для образования каждого, а не только банк учебных курсов, утверждённых и сертифицированных особо отличившимися в чём-то персоналиями из утверждённых и сертифицированных учреждений.
Чем сложнее и разнообразнее задачи, тем сложнее и разнообразнее должна быть система. Система — это не только обучающиеся, родители, работодатели, курсы и организации, но и правила их отношений. Не может новая ситуация разрешаться старыми моделями: это противоречит принципу нарастания сложности управления по мере роста организованности и сложности мира.
Современные проблемы — это признак затянувшегося противоречия между старой системой образования и новыми потребностями общества.
Радует только то, что это противоречие сейчас пытаются решить во всем мире. Кто раньше найдет решение — тот и окажется впереди. Успех этих поисков зависит от глубины понимания масштабов и сложности задач.опубликовано econet.ru
Автор: Михаил Кушнир
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий