«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота!», - помните это старое стихотворение?
Никого не напоминает? А ведь, это мы с вами, дорогие организаторы детства своих детей.
Мы хотим всего и сразу для них. Еще бы, ведь, сколько возможностей вокруг! Главное - ничего не упустить. Физическое развитие не должно уступать интеллектуальному, но и творчество, ни в коем случае нельзя оставить без внимания! Интернет пестрит тревожными вопросами:
«В каком возрасте лучше идти в школу раннего развития?»
«Посоветуйте лучшие курсы/тренера по…»
Ну и апофеоз: «Как замотивировать ребенка к учебе/творчеству/спорту?»
Активность – это очень здорово и вполне в духе неуемной детской жажды нового. Но только дело в том, что мотивация по своей сути сродни аппетиту. Лучше всего мотивирует к еде чувство голода, правда? Но ведь оно обычно не приходит по принуждению. А вот отбить умение слышать этот природный инстинкт довольно просто.
Недавно, собирая материалы для статьи о маленьких нехочухах, получила такой замечательный комментарий от психолога Сергея Чуднявцева:
«Мы перекармливаем наших детей всеми этими кружками, секциями, развивающими игрушками и такими же книжками. И потом сетуем на то, что дети у нас ленивые. Но ведь они даже не успевают «проголодаться»!»
Сейчас все дети сплошь – многостаночнкики. 90% детей из класса моего сына заняты в 3-х, 4-х и более направлениях. Если сегодняшний ребенок ничем, кроме школы, не занимается, это уже вызывает какие-то подозрения.
Я не к тому, что разностороннее развитие – это плохо. Конечно же, в нашем детстве все было иначе и мир наших детей вращается с другой скоростью. Но настолько ли адаптировались к этому ритму детские психика и здоровье? Могут ли они на самом деле выдержать режим безостановочной загрузки?
Психологи убеждены, что не могут. Минимум три часа в день на безделье – их однозначный вердикт. И без этого «здорового ничегонеделания» очень непросто развиваться маленькому человеку. Это и время на отдых, и просто возможность задать себе вопрос: «А чего же я хочу?», чтобы самому себе придумать занятие по душе.
Я была очень занятым ребенком и всегда любила то, чем занималась. Но первые счастливые воспоминания о детстве, которые приходят в голову – это беззаботные и такие длинные летние дни у бабушки. Когда мы с друзьями слонялись с утра до позднего вечера, сами себе изобретая занятия… Дни, в которые был минимум организованности.
А сейчас мы – взрослые, сами напоминаем голодных детей, дорвавшихся до чего-то ранее недоступного.
«Ух ты, какой классный конструктор! Ну и что, что он стоит 200 у.е. Вот у меня такого в детстве не было, а сыну куплю!» Что тут сказать: молодец. Только кого по-настоящему удовлетворит эта покупка - сына или папины/мамины амбиции?
«Я вожу ребенка на 5 курсов!», - гордо заявляет мама. Опять-таки: молодец – это ж сколько сил и денег надо! Но точно ли все это необходимо ребенку? Или больше нужно маме, чтобы чувствовать себя хорошей?
Один из новых лозунгов нашего времени: «Никогда не поздно!». И существует множество курсов любых направлений и уровней подготовки не только для детей, но и для взрослых. Всегда имеет смысл задаться вопросом: кому нужно пойти на балет – дочке или маме? А может это папа с детства мечтает выйти на ринг?
Давайте будем честны с собой. Таскать ребенка в театр «чтобы привить ему любовь к искусству» - занятие, обреченное на провал, если оно не в радость обоим сторонам. Если вы не любите театр, а ходите туда, потому что «надо», ребенок вряд ли заразится влечением к искусству. А если вы любите театр, но ребенку откровенно все это не по душе, можно ведь найти и другую компанию для таких походов, правда?
Мы бежим по жизни, стараясь успеть как можно больше, и детей увлекаем в этой гонке. Да, пробовать новое, идти навстречу желаниям ребенка, конечно же можно и нужно. Но, не подменяя понятия. И не заменяя здоровый и полноценный отдых.
Чтобы нашим повзрослевшим детям не пришлось учиться слышать себя и позволять себе отдых на консультациях у психологов.
Добавить комментарий