Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

ПРАВЕДНИК И НЕЧЕСТИВЕЦ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЯНИЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ ВОЗДАЯНИЕ

«Итак, мы воскреснем, так как души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, то есть антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы во огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворившие благое, как солнце, воссияют вместе с ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него, и будучи видим Им, и наслаждаясь непрерывным, проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцом и Святым Духом, в бесконечные века веков» (св. Иоанн Дамаскин) (1:344).

 

§1. Из некоторых стихов Библии следует, что праведные люди должны благоденствовать, а нечестивые повергаться в несчастие, например:

«…с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею … Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...» (Втор. 30: 9,10,19-20);

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Ис. Нав. 1:8);

«Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие» (Прит. 21:12);

«...надеющийся на Господа будет благоденствовать» (Прит. 28:25);

«При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их» (Прит. 29:16).

При этом Авраам вопрошал Бога: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).

§2. Однако пути Господни неисповедимы, и в земном падшем мире нередко случается, что праведные люди, ищущие Бога страдают, бедствуют, их преследуют несчастья, а нечестивые, ищущие земные блага, наоборот, процветают, живут в достатке и счастливо!

В Библии об это говорится, например, так:

«Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Пс. 11:9);

«я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их ... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72: 3,4,12);

«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93:3);

«...иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это суета и зло великое!» (Еккл. 2: 21);

«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл. 8:14);

«А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо» (Иез. 22: 29);

«Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный … Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его» (Авв. 1:3,4,13);

«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:12,13). 

§3. Вопрос о смысле праведности, всегда, — в той или иной степени, — интересовал людей, ищущих истину. Однако человеческая греховность со временим становилась всё больше и проявлялась по ходу истории всё заметнее. Следствием этого стало обесценивание некоторых морально-нравственных и духовных норм, которые ранее не подвергались сомнениям и считались само собой разумеющимися. Так иудеи времён пророка Малахии считали, что «тщетно служение Богу», поскольку Бог не награждает за праведность и не наказывает за грехи, и делающие беззакония лучше устраиваются в жизни.

«С этим не поспоришь, — говорится на сайте “Библия-Центр”, — действительно, особой материальной пользы в служении Богу нет, нет в нем и возможности теплого места, спокойного жизненного устройства. С другой стороны, в простых человеческих желаниях покоя и достатка тоже нет ничего плохого, человеку свойственно стремиться устроить себя и своих близких в жизни с максимальным комфортом.

Кризис наступает тогда, когда мы связываем наши желания со временем их обязательного для Бога исполнения. Награда за службу нужна нам сейчас, показательные порки для тех, кто с нашей точки зрения надменен, — тоже. Для Бога же по-прежнему нет времени и пространства: Он слышит и помнит, но день воздаяния еще не наступил, Он его еще не сделал. До этого момента, как пишет пророк Малахия, надо стать Его собственностью, что означает быть инструментом, проводящим Его волю … В такой ситуации остается только право просить у Него Хлеба и Духа. Он обещал, что в этом Он не откажет никому.

И еще один важный момент. Когда Малахия приводит … рассуждения иудеев о том, что праведные не получают благоденствия, а делающие беззакония богатеют и остаются в целости, Господь не удостаивает это прямым ответом. Упоминание о блаженстве, которое можно обрести в доверии, делает ответ излишним. Слишком очевидна разница между жизнью сытой и краткой, и блаженством праведных. Господь говорит лишь, что праведный ищет не благ, а Бога … Все остальное, говоря словами Екклесиаста, — суета и погоня за ветром. Такова альтернатива: искать Самого Бога или заменять Его земным благополучием. И различие между праведником и нечестивым, говорит Господь — в том, что они выбирают. Важно, что далее пророк Малахия напоминает нам о том, что в этом состоит и различие между жизнью и смертью» (2).

§4. Господь предупреждает людей: «Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!» (Авв. 2:9). И разъясняет различие между положением праведника и нечестивого: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: что мы говорим против Тебя? Вы говорите: тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы. Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 3: 13-18).

Поэтому и пишет иеромонах Серафим (Роуз): «Не унывайте, видя, как некоторые восстают против Вас. Хуже было бы, если бы Вас все любили: это значит, Вы чересчур угождаете людям. Христа тоже ненавидели, его распяли. Так с чего бы нам ожидать всеобщей любви, если мы идем по стопам Христа? Следите, чтобы Ваша совесть была чиста, и бойтесь не людской ненависти, а ненависти в собственной душе».

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000.

2. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух. [Электронный ресурс]. 

праведник нечестивец воздаяние

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий