Сопротивление злу во всех сферах человеческого бытия требует определённого МУЖЕСТВА, и порой — немалого. Иначе говоря, требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут быть весьма тяжкими в результате борьбы со злом.
Сопротивление злу во всех сферах человеческого бытия требует определённого МУЖЕСТВА, и порой — немалого. Иначе говоря, требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут быть весьма тяжкими в результате борьбы со злом. Ибо, люди падшего мира обычно весьма негативно относятся к людям Царства Небесного, идущим к Царству и просто — к отстаивающим истину.
Это происходит потому, что мир, лежащий во зле (1 Ин. 5: 19), враждебен Царству Небесному по своей духовной направленности, не принимает Его, противоположен Ему и несовместим с Ним [1]. Как несовместимы истина и ложь, праведность и грех, законы Царства и законы падшего мира! «И каждый, живущий по законам мира сего, становится, соответственно, враждебен каждому, кто живёт Царством и свидетельствует о нём ... И люди, живущие по законам падшего мира ... хотят избавиться от таких людей, хотят, чтобы они исчезли из мира и из их жизни просто потому, что они другие. Потому, что привносят в мир и в их собственную жизнь что-то такое, что разрушит существующий порядок вещей, вне которого падший человек себя не мыслит ... И, пока человек не захочет измениться сам, пока он не захочет избавиться от власти того зла, в котором лежит падший мир, он будет реагировать на свидетелей Царства, как хищник на жертву. Не из каких-то личных побуждений, а просто по закону мира сего» (1).
По мнению прп. Антония Великого: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им». Царь и пророк Соломон пишет: «праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Еккл. 8: 14). По словам апостола Павла: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 12,13). Писатель и поэт Фазиль Искандер говорит: «Как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше устроен, чем аппарат ума».
Поэтому, «мужество — это ВЕРНОСТЬ Богу, противостоящая силам зла, которая без такого противостояния перестаёт быть сама собой» (38). Апостол Павел учит, что «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18). В Откровении Иоанна Богослова УЧАСТЬ БОЯЗЛИВЫХ, — «в озере, горящем огнем и серою», также, как и неверных, скверных, убийц, любодеев, чародеев, идолослужителей, лжецов». При этом БОЯЗЛИВЫЕ здесь находятся на ПЕРВОМ месте. Это можно объяснить следующим. Если БОЯЗНЬ ВЛАСТИ ЗЕМНОЙ ПРЕВЫШАЕТ СТРАХ БОЖИЙ, значение которого очень велико, то человек руководствуется уже не заповедями Божьими, а желаниями власти. При этом страх Божий теряет свою силу и перестаёт направлять человека. В результате, у такого человека развиваются духовные метастазы, препятствующие духовному развитию, прерывается связь с Христом. И НАСТУПАЕТ ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ — РАЗЪЕДИНЕНИЕ ДУШИ С БОГОМ.
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что старец схиигумен Савва (Остапенко) в ответ на вопрос: «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?», ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривого душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем» (цит. по 2).
Свт. Григорий Богослов говорит: «Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!» (цит. по 3).
Священник Валерий Духанин отмечает, что «мужество — подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором — мужество — величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.
Добродетель мужества двояка — она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей» (цит. по 3).
Приведём по данному вопросу и высказывания преподобных Оптинских старцев: «Бояться надо только грехов. А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус на краю пропасти…» (прп. Варсофоний) (4: 431со ссылкой на 5); «Страх причиняет большой вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия. И без болезни болезнь приключается» (прп. Макарий) (4: 426 со ссылкой на 6); «Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога…» (прп. Антоний) (4: 427 со ссылкой на 6); «Святой Давид говорит: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33: 8). А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, то не боится ни воров, ни мошенников…» (прп. Антоний) (4: 427 со ссылкой на 6); «Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь» (прп. Никон) (4: 431со ссылкой на 6).
Таким образом, ПОРЯДОЧНОСТЬ, которую Фазиль Искандер считает осуществимой «в любых условиях при любой власти» и которая «не предполагает героичности», всё же часто требует БОЛЬШОГО МУЖЕСТВА И РЕШИМОСТИ. Действительно, если, например, во времена сталинских репрессий кто-то, сохраняя порядочность, не подписал бы письмо с призывом объявить «врагом народа» порядочного человека, то этот кто-то сам бы стал «врагом народа». Со всеми вытекающими отсюда последствиями для него и его семьи. И так происходит во всех диктаторских режимах, особенно во времена массового мракобесия, возбуждаемого этими режимами. Ибо «правдой» здесь становится только то, что выгодно диктатору. Всё остальное объявляется лживым, преступным и вредным для народа. Поэтому, порядочность при таких условиях и такой власти свойственна только очень мужественным людям. Иными словами, «неучастие в подлости» в ряде случаев предполагает именно ГЕРОИЧНОСТЬ ПОСТУПКОВ.
Также следует отметить и существенное различие между людьми, поступающими неправедно из-за:
- БОЯЗНИ ПОТЕРЯТЬ ПОСЛЕДНЕЕ или из-за боязни репрессий в отношении себя и своих близких, и при этом СТЫДЛИВО СОЗНАЮЩИМИ неправедность своего поступка под влиянием обстоятельств;
- БОЯЗНИ ПОТЕРЯТЬ ЛИШНЕЕ и желания увеличить его размер и при этом ЛУКАВО ОПРАВДЫВАЮЩИМИ свою неправедность внешними обстоятельствами;
- ЖЕЛАНИЯ СОХРАНИТЬ И УПРОЧИТЬ СВОЁ СОЦИАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, не взирая на морально-нравственные и духовные запреты, и готовыми ПО-ХОЛОПСКИ и по собственной инициативе восхвалять и славить своего барина (начальство и власть);
- неуёмного ЖЕЛАНИЯ властолюбия, сребролюбия, славолюбия, сластолюбия и страха потерять всё ЛИШНЕЕ, приобретённое неправедными путями. И при этом ЗЛОБНО ЗАЩИЩАЮЩИМИ своё положение и богатство, и весьма АГРЕССИВНО НАСТРОЕННЫМИ против любых праведных обличений.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Лк. 10:3. Опубликовано 24.08.2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/note/20170824/main.
2. Священник Валерий Духанин. Статья «Противление злу силой». Сайт «Встреча с Православием», 3 ноября 2014 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.pravoslavie.ru/put/74770.htm?fb_action_ids=355689431278620&fb_action_types=og.recommends.
3. Архиеп. Феофан Полтавский (Быстров). Слово в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Сайт «Азбука веры». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov/slova/.
4. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х т. Т. 2. П–Я. — М.: ДАРЪ, 2009.
5. Преподобный Никон (Беляев). Дневник 1907–1919 гг.
6. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000.
7. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Евр. 10: 35. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bible-center.ru/ru/note/20160605/main.
_____________________________________
[1] «дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4); «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1 Кор. 3: 19); «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2: 15-17). «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18,19).
[2] «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Отк. 21: 8).
[3] Страх Божий — начало мудрости (Пс. 110: 10; Прит. 1: 7; 9: 10; 15: 33); истинная премудрость (Иов. 28: 28); начало, полнота, венец и корень премудрости (Сир. 1: 15, 16, 18, 20); отводит от зла (Прит. 16: 6); ведет к жизни (Прит. 19: 23); является сокровищем (Ис. 33: 6); отгоняет грехи (Сир. 16: 21).
[4] «Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости» (Фазиль Искандер).
Добавить комментарий