Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
Инструкция к тесту. В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос.
Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов – количественный:
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
• «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
• «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
• «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
• «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.
После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:
• сколько всего получилось ответов,
• сколько ответов каждого знака».
Интерпретация теста достаточно сложна, поэтому приведу только классификацию идентификационных характеристик по семи обобщенным показателям-компонентам идентичности:
I. «Социальное Я» включает 7 показателей:
1. Прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2. Сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3. Учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4. Семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5. Этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6. Мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7. Групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
1. Дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2. Общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
• описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
• оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
• отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
• субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
• фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
• пристрастия в еде, вредные привычки.
V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
1. Занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2. Самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
1. Профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
2. Семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3. Групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4. Коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5. Материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6. Физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7. Деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8. Персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9. Оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
1. Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2. Глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
Два самостоятельных показателя:
1. Проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);
2. Ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).опубликовано econet.ru.
М.Кун, Т.Макпартленд (модификация Т.В.Румянцевой)
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий