✅ Если вы – родитель первоклассника, то эта статья для вас. Впрочем, если ваш малыш еще агукает в коляске, через какое-то время вы так или иначе подойдете вплотную к проекту под названием «Школа». А если ваш ребенок уже давно школьник? Прочтите и, возможно, вы пересмотрите свои взгляды на процесс образования и отношения со своим подросшим ребенком.
Итак, позади детский сад – время беззаботного младенчества и беспечности ваших чад. Вы находитесь на пороге нового этапа жизни вашего ребенка, этапа, длиною в 11 лет. И только от вас и вашего настроя будет зависеть, станут ли эти годы для вашего ребенка каторгой или же счастливым и интересным периодом естественного взросления.
Все проблемы и непонимание в отношениях с ребенком в школьные годы кроются в разнице восприятия: для родителей школа, в первую очередь – это знания, уроки, дисциплина и контроль. В то время как для ребенка это – общение, друзья, первая влюбленность и только потом непосредственно учеба.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Что же дает школа на самом деле? Это базовые знания: основы грамотности, основы логического мышления, умение находить решение, используя исходные данные. Это возможность понять свои предпочтения и склонность к тем или иным предметам.
Не стоит ждать от школы слишком многого в плане образования. Это лишь необходимая минимальная база, толчок к будущей жизни. Успеваемость в оценках никак не влияет на успешность человека по жизни. Оценки – это очень субъективный критерий. Можно списать, можно зазубрить механически, можно просто нравиться учителю – и получить 5. Но каков при этом будет фактический уровень знаний? То же самое работает в обратном направлении. Робкий стеснительный ребенок может тихо и невнятно отвечать даже выученный «от и до» урок, и при этом получит низкую оценку. Факторов, несправедливо влияющих на оценки, много, не буду перечислять их все.
Достаточно понять одно: оценки – не главный критерий успеваемости. И даже (о ужас!) школьные знания не настолько важны – какой процент информации из школьной программы остался в вашей голове на сегодняшний день, а? То-то же. Соответственно, не стоит придавать им избыточное значение и мучить детей.
Что еще дает школа? (И на мой взгляд, это гораздо более важно и ценно для будущей жизни.)
Иными словами, это важная неотъемлемая часть взросления и становления личности вашего ребенка, и это едва ли не важнее оценок и успеваемости.
Здесь хочу вас предостеречь, и это крайне важно! Ни в коем случае нельзя игнорировать и обесценивать перед ребенком эту часть его жизни, сосредоточивая все внимание только лишь на учебе. Вы спрашиваете: «Как дела в школе?», имея ввиду оценки, и даже не представляете, какое огромное количество значимых событий ежедневно происходит с ребенком в этот важный период его жизни.
Еще один совет, который работает всегда – общаясь с ребенком, вспомните себя в его возрасте. Только честно. Это ведь было не так давно, не думаю, что вы забыли. Сталкиваясь с его ленью, бунтом, рассеянностью – умоляю вас, вспомните себя в его возрасте. Не ждите от ребенка поведения взрослого. Пусть ребенок проходит собственные этапы взросления.
Школа – дети – родители. Как не запутаться в этом треугольнике?
Отпустите контроль за успеваемостью. Контролируйте ненавязчиво, это не должно быть гнетом.
Многие родители, особенно родители старшеклассников, жалуются на лень и безответственность своих детей. И в ответ на это только усиливают контроль и интенсивность нравоучений. К сожалению, этот подход обречен на провал. Вы и сами это понимаете. Поясняю – глупых и бестолковых детей на самом деле не бывает. Двойки – это не результат ума, а результат лени, которая в свою очередь, является результатом отсутствия мотивации.
Но мотивация не может быть насильной. К примеру, деньги за оценки – это нездоровая мотивация, искусственная. Единственная мотивация, которая будет работать – это самомотивация. А для этого ребенок должен чувствовать свою зону ответственности. В случае с тотальным родительским контролем эта ответственность у ребенка атрофируется за ненадобностью. Зачем? Если мама с папой фактически берут на себя ответственность за учебу и успеваемость ребенка.
Здесь работает правило перекосов – чем больше контроль, тем меньше у ребенка ответственности. Также и наоборот, только ответственность должна быть соизмерима возрасту, увеличивать ее надо постепенно по мере взросления ребенка.
Ответственность прямо пропорциональна самостоятельности и обратно пропорциональна контролю.
Необходимо с самого начала школьной жизни вашего ребенка определить зону его личной ответственности за учебный процесс. Сразу, с 1 класса. Пусть сам собирает портфель, а вы только проверяйте.
Сделайте запрещенной фразу «ПОЙДЕМ учить уроки». Уроки – это изначально зона ответственности ребенка, и никак иначе! В противном случае вы собственноручно губите на корню его ответственность и самомотивацию, ту самую, о которой говорилось выше. Ребенок самостоятельно выполняет задания, вы можете лишь проверить факт выполнения.
Помогайте, если ребенок просит о помощи. При этом помочь – значит подтолкнуть к правильному пути решения, но никак не сделать задание за ребенка или продиктовать ему правильное решение. Мы ведь хотим воспитать в детях самостоятельность? Не будем забывать об этом.
Самостоятельность – это то главное, чему мы должны научить ребенка, отправляя его во взрослую жизнь, чтобы ему было легко, а мы были за него спокойны. Поэтому перестаньте помогать ребенку там, где он может справиться сам. Чем больше он делает сам, тем уверенней себя ощущает. Дайте ему совершать свои ошибки. Это его путь, его опыт, без них он не сможет повзрослеть и поумнеть. Учатся только на своих ошибках, на чужих – нет, примите этот факт.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Ваша задача как родителя – всегда быть на стороне своего ребенка. Ваша функция – быть не карателем, а защитником. Даже если ребенок совершил проступок. Поверьте, дети вовсе не глупцы, и сами прекрасно осознают, что поступили неправильно. Даже если никогда не признают это вслух перед вами, взрослыми. На самом деле, они в полной мере сами страдают от своего проступка. Поэтому ваша задача – не добивать его моральное состояние ругательствами и наказаниями, а поддержать ребенка и помочь ему сделать выводы.
Да, у ребенка обязательно должно быть личное пространство. Это естественная потребность любой личности, и эту потребность нужно уважать. Ребенок не исключение. У школьника вполне уже могут быть свои секреты, которыми он не захочет (и не обязан) делиться с родителями. И, поверьте, это нормально. Вспомните себя в подростковом возрасте и выдохните.
И наконец, просто любите своего ребенка. Любого: неидеального, с двойками в дневнике – любите. Принимайте его. Поддерживайте. Понимайте своего ребенка. А для этого – слушайте его, слышьте, что он хочет сказать вам и о чем молчит. Не лепите из него кого-то, кем вы хотели бы его видеть. Не ломайте его мечты, не обрезайте крылья. Лучше помогите ему стать собой.
И напоследок, помните – все взрослые когда-то тоже были детьми. Удачи вам и вашим детям в школьной жизни, доверия, близости и взаимопонимания. Это гораздо важнее оценок.опубликовано econet.ru.
Инна Абламонова, специально для Эконет.ру
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий