Подпишись

Когнитивный диссонанс: 3 способа избавиться от неприятного напряжения

Когнитивный диссонанс возникает, когда мы должны сделать выбор между несколькими альтернативами, обладающими одновременно и привлекательными и отталкивающими чертами, т.е., переживая внутренний мотивационный конфликт.

Когнитивный диссонанс: 3 способа избавиться от неприятного напряжения

Понятие «когнитивный диссонанс» введено американским психологом Леоном Фестингером (1957). Согласно этой теории, мы чувствуем напряжение (диссонанс), когда две мысли или два убеждения (когниции) психологически несовместимы. Это происходит, когда мы решаемся сказать или сделать что-то, в отношении чего у нас смешанные чувства. Чаще теорию когнитивного диссонанса используют для объяснения поведения, вызванного  рассогласованием между поступком и убеждениями.

Что такое когнитивный диссонанс?

Диссонанс в таких случаях – это неприятное напряжение, возникающее вследствие несоответствия какого-либо поведенческого акта, в котором мы участвуем, нашим установкам. Переживая диссонанс, человек ощущает потребность уменьшить или устранить его, и, тем самым, избавиться от неприятного напряжения. Существует три способа достижения консонанса.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Первый способ – аннулировать, или изменить поведение таким образом, чтобы оно соответствовало убеждениям. Этот способ часто бывает невозможно осуществить, поскольку поступок уже совершен.

Второй способ – игнорирование диссонанса или конструирование правдоподобных оправданий, позволяющих объяснить поступок влиянием внешних сил.

Третий способ достижения консонанса – такое изменение убеждений, чтобы новые установки оправдывали поведение.

Когнитивный диссонанс: 3 способа избавиться от неприятного напряжения

Исследования когнитивного диссонанса позволили выявить некоторые психологические закономерности его протекания. Знание этих закономерностей позволяют осуществлять целенаправленное влияние на установки и убеждения людей.

Закономерности протекания диссонанса, следующего за принятием решения. Когнитивный диссонанс возникает, когда мы должны сделать выбор между несколькими альтернативами, обладающими одновременно и привлекательными и отталкивающими чертами, т.е., переживая внутренний мотивационный конфликт.

Переживание одновременно и притяжения и отталкивания называется состоянием амбивалентности. После принятия решения все положительные стороны отвергнутой альтернативы и все отрицательные аспекты выбранной альтернативы становятся несовместимыми с принятым решением, что всегда создает когнитивный диссонанс.

Чаще всего для уменьшения диссонанса люди склонны преувеличивать достоинства принятой альтернативы и недостатки отвергнутой. Эта тенденция действует особенно сильно в случаях, когда выбор осуществлялся из альтернатив, близких по привлекательности и выбор воспринимался как добровольный. Если после принятия решения человек сталкивается с мнением, высказываемым в пользу отвергнутой им альтернативы, он чувствует угрозу возвращения амбивалентности и неприятных напряжений диссонанса.

Для достижения консонанса в такой ситуации человек приписывает оппоненту негативные личностные качества, правдоподобно объясняющие, почему он выбрал «неправильную» альтернативу. Эту закономерность называют экстернализацией внутренних конфликтов, и именно она часто оказывается причиной резко негативного отношения к людям, высказывающим альтернативные мнения.

Поведение, противоречащее установкам, часто является причиной смены установок. Когда человек, обладающий определенным убеждением, совершает действие, противоречащее этому убеждению, возникает когнитивный диссонанс. Поскольку уже совершенное действие отменить невозможно, консонанс может быть достигнут либо вытеснением воспоминания об этом действии из сознания, либо конструированием (атрибутированием) правдоподобной причины (случайность, вынужденость и др.), либо изменением исходного убеждения.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

В эмпирических исследованиях выявлен целый ряд факторов, повышающие вероятность изменения установки после осуществления несовместимого с ней поведения (Фестингер, Карлсмит 1959; Аронсон 1963; Линдер, Купер 1967 и др.).

1. Поведение должно быть необычным, непривычным (раньше этого никогда не делал).

2. Награда, обещанная за поведение, не должна быть настолько высокой, чтобы послужить оправданием поступку (действует не из-за награды).

3. Не должно складываться впечатления, что он действует ради избегания угрозы (не из страха перед наказанием или лишением награды).

4. Поступок воспринимается человеком, как совершенный в результате свободного выбора.

5. Чем больше человек проявляет настойчивость и преданность самостоятельно избранной линии поведения, тем вернее изменятся его установки.

6. Диссонанс и вызываемые им изменения установок возрастают, если человек мог предвидеть или предвидел последствия своего поступка и когда он считает, что несет за них ответственность.

7. Если осуществление поведения требует существенных усилий и затрат, он скорее будет его оправдывать, изменяя свои убеждения.

Когнитивный диссонанс: 3 способа избавиться от неприятного напряжения

Теория когнитивного диссонанса позволяет, таким образом, прогнозировать последствия поведения, не соответствующего установкам, и разрабатывать стратегии воздействия на вредные и неконструктивные установки. Эта теория опровергает широко распространенные житейские представления о том, что меры принуждения являются эффективным средством воспитания. Угроза применения наказания за невыполнение требований, противоречащих убеждению человека, или обещание награды за их выполнение не приводит к изменению убеждений.

Если человек подчиняется требованию под влиянием внешнего давления, его поведение может измениться, но эти изменения будут непрочными, неустойчивыми, поскольку он объяснит их влиянием внешних сил, которыми он не может противостоять. Установки изменяются тем больше, чем меньше человек воспринимает себя действующим под давлением.

Теория когнитивного диссонанса послужила толчком к разработке методов недирективного воздействия на убеждения, используемых в пропаганде, рекламе, педагогике, психотерапии.опубликовано econet.ru.

Литература:

  • Социальная психология Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс – СПб.: Питер, 2004.
  • Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2000.

Николай Васильев

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.by/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Мы с тобой молодцы, сделали всё, что могли. Осталось ещё сделать всё, чего мы не можем, и тогда успех гарантирован. Макс Фрай
    Что-то интересное