Как же хвалить ребёнка, чтобы поддержать, дать ощущение ценности, не делая его зависимым от похвалы?
Я люблю слово - «молодец». И думаю о том, как же сделать, чтобы «я молодец!» звучало силой внутри нас, а не вопросом в глазах детей и взрослых. Чтоб наша похвала не стала «несущей стеной» для самооценки.
Важно помнить, что и награды, и наказания со временем снижают мотивацию.
Самооценка не сможет "повыситься снаружи". Все наклейки, подарки, оценки, похвала, лайки - дают временный эффект. И формируют зависимость. А у ребёнка/взрослого так и не появляется устойчивой уверенности в своих силах, талантах, компетентности. И каждый раз приходится вновь учиться «присваивать» себе результат.
Идеально, конечно, если действие и полученный результат (удовольствие от него (рисунок, навык, действие, школьная оценка в конце концов) сами по себе становятся радостью и "наградой".
Малыши- дошкольники все же ориентированы на получение вознаграждения действий. Наклейками, например, подкрепляются их усилия. Но нам обязательно важно фокусировать внимание и на «внутреннем результате».
Я часто замечала - когда хвалишь человека, говоришь, какой же молодец, какой умница и проч - он будто нарочно пытается опровергнуть слова, будто сомневается в искренности.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Основной принцип - не просто говорим слово «молодец», «умница», а фокусируем внимание на том, что именно «хвалим». именно это даёт ощущение значимости, ощутимости сделанного.
Если мы отмечаем ценность, а затем говорим частицу НО - это обесценивает все ранее сказанное.
Похвала: молодец! Я тобой горжусь! Хороший мальчик/девочка.
Поддержка: мы акцентируем внимание на том, что именно «мы поддерживаем», нам важно назвать, что именно мы видим самым ценным.
Ребенок: я красиво нарисовала?
Похвала: какой талантливый (красивый) рисунок!
Поддержка: такая яркие краски! На рисунке и солнце, и радуга, и окошки в доме видны, а это - похоже - собака на улице! Тебе нравится рисовать? - это очень чувствуется.
* когда ребёнок ощущает «поддержку» - он начинает сам рассказывать о том, что ещё нарисовал, что получалось, а что было сложным, что собирается делать. Когда мы хвалим - остаётся ощущение некой неудовлетворенности или Ребенок может неожиданно сопротивляться похвале.
Ребенок: я сегодня получил 12 баллов по математике
Похвала: ты у нас гений!
Поддержка: ты так много занимался (тебе интересна математика, ты решил все примеры, а что было самым сложным?)
Похвала: хороший мальчик, сам надеваешь колготы!
Поддержка: ты сам совершенно без помощи разобрался и надел! Я даже не заметила, как быстро ты это сделал.
Похвала: ты прирожденный писатель! Лучше всех пишешь сочинения!
Поддержка: когда я читала твое сочинение, я как будто бы видела и слышала все, что ты описываешь, и шум ручья, и шелест ветра в деревьях, и видела людей - так точно и красиво были подобраны слова. Так пишут писатели.
Примеры, как можно заменить предложения с частицей НО в общении с детьми:
Ты так замечательно справился с заданием! Молодец, но сделал не аккуратно. (Вариант поддержки: все цифры/ буквы на странице словно стройные деревья в лесу. А вот эти - будто наклонил ветер. А тут - лужа после дождя?
Ты собрал игрушки, но мог бы и быстрее. (Вариант поддержки - о! Игрушки были собраны со скоростью супергероя спортсмена! Ещё несколько минут и был бы новый мировой рекорд).
И я заметила, что когда, благодаря человека, говоришь не просто «спасибо», а обозначаешь, за что именно благодарен - сама благодарность становится более искренней и значимой.
Добрых уверенных взрослений! опубликовано econet.ru.
Автор Светлана Ройз
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий