✅В этой статье педагог Оксана Левченко расскажет как научить ребенка читать и нужно ли это делать вообще.
Как научить ребенка читать в 2 года? Как научить в 3? В 4 год? В 5 лет? Стоит только задаться этим вопросом, как на нас обрушивается реклама волшебных методик, которые обещают без слез и быстро научить читать любого трехлетнего или двухлетнего ребенка. Обучение по Доману, по кубикам Зайцева, по слогам, по разным букварям и даже методом обратного чтения, подготовка к школе, развивашки.
Пожалуй, у каждого родителя все эти слова на слуху. За массивом хвалебных рекламных текстов остаются неуслышанными физиологи, которые уже давно анализируют процессы, происходящие в моменты обучения чтению и письму. Их выводы неутешительны.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Учить читать таких маленьких детей не только не нужно, но и ВРЕДНО!
Подробнее о вреде, который наносит раннее обучение, вы можете узнать из доклада кандидата биологических наук, академика Безруких М.М. (видео смотрите ниже).
В этой же статье хочу остановиться на простой истине – сама по себе методика не имеет никакого значения.
Потому что люди – существа с высшей нервной деятельностью, а не роботы.
Потому что чтение не дрессура и натаскивание, а сложнейший процесс, который требует достаточно сформированной коры головного мозга.
По этой картинке легко увидеть, как меняется кора головного мозга ребенка.
Как видите, в 8 лет количество нейронных связей больше, чем в 3 года. Это означает, что мозг ребенка 8 лет совершеннее, процесс обучения происходит в разы быстрее.
Откуда эти нейронные связи взялись? Был ли у ребенка в этот период преданный наставник, который тренировал его говорить, ходить, размышлять по четко заданной методике или алгоритму?
Не было. У этого ребенка было два эволюционно выработанных механизма:
С помощью них ребенок сам наработал эти нейронные связи. Думая об обучении, мы должны понимать, что ВСЯ деятельность, к которой стремится ребенок, формирует кору головного мозга.
Ребенок моет стол или лезет на дерево, значит, оттачивает грубую и мелкую моторику, работает над координацией движений глаза и руки, учится ориентироваться в пространстве, составляет последовательность действий и т.д.
Собирает конструктор – формирует пространственное восприятие, мелкую моторику, учится составлять алгоритм и действовать по нему.
Играет в куклы – тренирует навык связной речи, накапливает словарный запас.
Этот список можно продолжать бесконечно.
Каждое из этих занятий формирует мозг ребенка и готовит его к чтению, письму и счету.
Из всех дел, которыми занимается в течение дня ребенок, самое бесполезное и вредное – проводить время перед экраном планшета, телефона или телевизора. Как это ни парадоксально, именно от гаджетов родители часто отказываются со скрипом, хотя целый ряд работ физиологов говорит о зрительной гиперстимуляции экранов и их вреде.
Чем бы ни занимался ребенок – он уже учится и готовит себя к школе, к чтению, письму и счету. Но если нам так хочется провести время, как нам кажется, с пользой, какую методику выбрать? Это не имеет никакого значения. Потому что методика – это инструмент, а эффективность методики определяет наше умение наблюдать и замечать.
Нет, не значит!
Это значит то, что наши занятия должны зависеть не от методики, а от тех потребностей и задач, которые у ребенка на данном этапе есть.
Наша основная задача – увидеть, что именно происходит сейчас в ребенке, что именно на данном этапе он формирует.
Что нам помогает это понять?
Самый главный вопрос-маркер, который мы должны задавать себе:
Легко ли мне? Сталкиваюсь ли я с сопротивлением? Надо ли мне удерживать внимание ребенка, увлекая, заставляя или подкупая его?
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Если да, значит, то, что я делаю, не соответствует задачам и потребностям ребенка.
Чтобы ориентироваться в потребностях, нам надо знать и помнить о периодах особой чувствительности – сенситивных периодах.
Это периоды, когда ярко проявляется тяга к какой-то деятельности или какому-либо аспекту жизни.
Как это понять?
Наблюдать, задавая себе следующие вопросы:
Я уже слышу ряд возражений: «Ага! Он книги рвет, крупу всю по полу рассыпал или в рот все тащит, а я буду смотреть и не прерывать?»
Конечно, нет! Но есть одна тонкость!
Итак, продолжаем.
Дети – существа очень деятельные, их внимание направлено на действие, процесс, а мы взрослые смотрим на предметы.
Вот вам пример.
Ребенок с энтузиазмом оттачивает навык аккуратного вырезания сложных форм, а что видим мы? Любимую шелковую простыню с дырками вместо цветочков.
Он оттачивает навык переливания, а мы видим огромную лужу на полу и представляем себе лица соседей снизу, которые вчера закончили ремонт.
Как же быть в таких ситуациях?
Расскажу вам по секрету о простом способе, который сводит на нет все то, что считается детскими истериками.
В каждом эпизоде малышовой жизни мы задаем себе вопрос: Какое действие сейчас совершает ребенок?
Наша задача увидеть именно ДЕЙСТВИЕ и предложить альтернативу – ЭТО ЖЕ действие, но с разрешенными предметами. Дать ненужную ткань или цветную бумагу для вырезания. Организовать место, где можно лить воду в подходящие для этого емкости.
Сенситивные периоды – эволюционный механизм. Мы можем идти напролом, но это трудоемко, нервно и малоэффективно. А можем идти вместе с ребенком в одну сторону, в его ритме.
Условно их можно представить таким образом:
В определенные моменты у детей ярко проявляется какой-то аспект. Так, например, после года у малышей растет интерес к мелким предметам, которые они изучают доступными им способами, а в возрасте 4 лет появляется активное стремление к общению со сверстниками, к совместной деятельности, ролевым играм с четкими правилами. Не буду подробно описывать каждый из них, остановлюсь только на периоде движений (моторики), развития речи, письма и чтения, о которых мы будем говорить на протяжении всего цикла статей.
Движение – первое, что осваивает малыш. Это главная деятельность любого дошкольника. Чем младше ребенок, тем оно важнее и тем больше внимания необходимо ему уделять. Но, когда мы говорим о чтении и письме, мы редко задумываемся о роли движения в этих процессах. Однако приборы магнитно-резонансной томографии (МРТ) позволили получить интересные данные. В нашем мозге есть структуры, которые можно найти у всех позвоночных, например, у лягушки: мозжечок, базальные ганглии, ствол мозга, лимбическая система. Раньше считалось, что такие древние структуры отвечают только за движение. Но выяснилось, это не так.
Они участвуют во всей умственной деятельности человека, включая чтение, письмо и счет. И их недостаточное развитие влияет на формирование учебных навыков. Значит, занятия, направленные на развитие грубой и мелкой моторики в дошкольном периоде важнее, чем интеллектуальные занятия.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Наша задача – дать ребенку возможность много двигаться и многое делать руками. Что именно делать? Каждый родитель прекрасно знает, как полезно лепить из пластилина и играть в пальчиковые игры. Не каждый знает, что в простых домашних делах, к которым так тянутся дошкольники, мелкая моторика развивается естественнее и тоньше. Нигде не встретишь такого разнообразия работы мышц руки, как в обычных делах: пересыпании, владении столовыми приборами, глажке, ручной стирке, в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в вышивании и прочем. Все это готовит ребенка к чтению и письму и в разы важнее, чем любое обучение «школьным» навыкам.
Сенситивный период формирования речи имеет пик с 0 до 3 лет. Развитие речи не прекращается на протяжении всей жизни человека. Однако в этот период формируется база для дальнейшего роста. Наша задача – как можно больше разговаривать с малышом, читать ему книги, особенно стихи, обсуждать увиденное и услышанное.Весь дошкольный период можно посвятить играм со словами, придумыванию историй, сочинительству стихов, рассказам и чтению книг. Ближе к трём годам мы приступаем к звуковым играм, то есть играм, которые направлены на умение определять звуки в речи. Однако с понятиями «звук» и «буква» мы ребёнка ещё не знакомим.
Примерно в 3—4 года начинается период, благоприятный для изучения знаковых обозначений цифр и букв. В этом возрасте дети, как правило, и начинают интересоваться буквами. Видя их на вывесках, рекламных щитах, в книгах, они часто спрашивают, что это.
Имеет ли значение, по какой методике мы будем изучать буквы? По большому счету нет. С одной лишь оговоркой. У детей и взрослых разные способы получения информации.
Продолжение статьи читайте завтра. Я расскажу о мужчине с огромнейшими руками и ртом и о его тесной связи с обучением чтению детей. А также опишу сенситивные периоды письма и чтения.
Мужчина мечты на этой картинке – гомункулус Пенфилда. Нет, это не ругательство. Это то, как мы бы выглядели, если бы наши части тела по размеру соответствовали объему связанной с ними нервной ткани в мозге. Обратите внимание, насколько руки и рот больше, чем глаза. Львиную долю информации о мире мы получаем через них. Чем младше человек, тем эта разница между руками и глазами больше.
Если нам с вами обычно достаточно посмотреть на предмет, ребенку чаще всего надо его пощупать. Значит, детей лучше знакомить с буквами через тактильные ощущения: трогать буквы, ощупывать их, обводить, лепить, создавая в голове их образы. И вот ребенок освоил буквы. Что же дальше? Означает ли это, что ребенок готов читать?
Нет. Его мозг к этому еще совсем не готов. В этом возрасте с буквами можно много играть. В следующей статье мы дадим обширную подборку игр с буквами.
Если честно, на буквах можно остановиться и играть с ними до самой школы. Но если немного присмотреться, можно заметить интереснейший период, который начинается примерно в 4-4,5 года, когда у ребёнка просыпается желание делиться своими мыслями. Это время называется «периодом письма», но письма ещё довольно условного. Под ним мы понимаем не умение выводить слова каллиграфическим почерком, а желание выражать свои мысли доступным способом. Это могут быть:
И, конечно, это время, когда ребенок хочет рассказывать истории. Всему этому мы и уделяем внимание в данном периоде. Написав что-то, ребенок может просить взрослых прочесть, не читая самостоятельно. Это совершенно нормально. Не надо ребенка просить читать то, что он написал, потому что письмо, как выражение своих мыслей, по своей природе легче, чем понимание мысли других людей. Если ребенок много писал, много рассказывал, у него богатый словарный запас, у него хорошо развита речь, то в какой-то момент он вдруг обнаруживает, что умеет читать. Сам! Как правило, это случается после 5 лет.
Для нас это служит сигналом перехода к чтению. Сначала читаем короткие слова, которые пишутся, как слышатся, потом слова сложнее и длиннее, потом предложения и в конце концов связанные тексты. Мы готовим для вас подборки таких слов и игры с ними. И совсем скоро выйдут наши книги для первого чтения. Вот таким образом строится естественное обучение чтению и письму. Оно не заканчивается в шесть лет. В начальной школе у детей просыпается интерес к устройству языка. Это отличное время для изучения грамматики и правил. Чтение становится осмысленным. Растет роль анализа текста, его обсуждения, развития литературных способностей. Этим мы занимаемся с ребятами 8-10 лет в нашем литературном кружке.
Обучить ребенка чтению и счету до 10 не конечная цель.Наша цель - воспитать читателя, который любит книги. Поэтому торопиться с чтением не стоит, ему он научится в любом случае. Чем старше будет ребёнок, тем меньше усилий он потратит на овладение этим навыком. Дошкольный период – период развития моторики, речи и навыков общения. Это приоритетные задачи ребенка. Обучение чтению и письму должно быть сведено к минимуму.опубликовано econet.ru.
Автор Оксана Левченко
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий