Экология познания: Если и называть молоком жизни, то не грудное, а маточное молоко. И здесь мы говорим не о пчелином маточном молоке, а молоке, вырабатываемом женской маткой. Первые одиннадцать недель беременности
Если и называть молоком жизни, то не грудное, а маточное молоко. И здесь мы говорим не о пчелином маточном молоке, а молоке, вырабатываемом женской маткой. Первые одиннадцать недель беременности, до того как питательные вещества начинают поступать к плоду с кровью матери, за снабжение материалом для клеточного строительства и энергией отвечают железы, имеющиеся в слизистой оболочке матки.
Впервые учёным удалось детально проследить путь питательных веществ от желёз к развивающемуся эмбриону. «Это похоже на строительную площадку», — говорит Джон Аплин из Манчестерского университета. Во время беременности слизистая оболочка матки ведёт себя совершенно иначе, чем в обычном состоянии. Железы начинают вырабатывать большие запасы глюкозы и гликогена, которые предназначаются для питания эмбриона в первые 11 недель. По окончании этого периода на смену им в питании плода приходит материнская кровь, поступающая через пуповину, а «маточное молоко» иссякает. Но как именно гликогены и другие строительные материалы транспортируются к эмбриону, до сих пор оставалось загадкой.
Жизненная материя
Материалом изучения для Аплина и его команды стали ткани матки, плаценты и эмбрионов, предоставленные женщинами, решившими прервать беременность. Отобранные образцы представляли различные этапы беременности на ранней стадии так, чтобы учёные могли проследить изменения с течением времени. С помощью метода окрашивания тканей, они могли определить наличие в них гликоген. Было обнаружено, что он в обилии присутствует в складках слизистой оболочки матки, и что там он расщепляется на более мелкие молекулы. Эти молекулы затем проникают в пространство вокруг плаценты, известное как межворсинчатое пространство. А оттуда они уже поглощаются плацентой.
«Как только сахар оказывается там, часть его тут же используется как источник энергии для роста зародыша, а оставшееся реконвертируется в гликоген для последующего хранения», — говорит Аплин.
Команда также проследила транспорт веществ, называемых гликопротеинами. Они необходимы для роста, поскольку кроме фрагментов сахара, они содержат белок, который быть расщеплён в аминокислоты — кирпичики, идущие на строительство тканей.
Неустойчивое состояние
Аплин утверждает, что в первые решающие недели молоко матки — единственное питание, доступное зародышу. Это не случайность. В первые недели плацента гораздо массивнее растущего эмбриона, и артериальное кровяное давление способно оттеснить зародыш от стенки матки. Только к одиннадцатой неделе или около того эмбрион становится достаточно большим, чтобы быть в состоянии принять кровь матери без риска смещения.
На следующей стадии исследования Аплин планирует изучить влияние матки диеты матери и таких факторов как курение на производство и накапливание гликогена в слизистой оболочке матки. «Они могут оказаться теми триггерами, которые провоцируют в дальнейшем ожирение и диабет», — говорит он.
«Первые несколько недель составляют критическую фазу эмбрионального развития», — говорит Грэм Бёртон из Кембриджского университета, который в 2002 году первым обнаружил, что слизистая матки, а не материнская кровь, является источником питания зародыша в самом начале беременности. — «Открытие того, что железы матки обеспечивают питательными веществами, так называемым «маточным молоком», эмбрион на протяжении первого триместра, произвело переворот в наших представлениях», — говорит Бёртон.
«Последние данные добавляют новую глубину в понимании роли ферментов, которые помогают в доставке глюкозы через клеточную мембрану к эмбриону и плаценте», — добавляет он.опубликовано econet.ru
Источник: журнал «Placenta»
Фото: Biophoto Associates
Перевод: Сергей Толстихин
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий