Экология познания: Трое психологов из университета Нотр-Дам опубликовали исследование под необычным названием «Проход через дверной проём приводит к забыванию».
Трое психологов из университета Нотр-Дам опубликовали исследование под необычным названием «Проход через дверной проём приводит к забыванию». В ней учёные при помощи видеоигр и виртуальной реальности проверяли реальный эффект, который известен практически каждому.
Представьте, что вы решили что-то сделать, для чего необходимо пройти в другую комнату. Например, выпить стакан воды на кухне. Вы встали, пришли в кухню, и вдруг понимаете, что забыли, зачем шли. Знакомая ситуация? Психологи тоже хорошо знают этот эффект.
Мы обычно пытаемся объяснить себе этот раздражающий факт тем, что наши мысли были заняты чем-то другим, или то, что мы хотели сделать, было не слишком для нас важным, или же мы просто на что-то отвлеклись. Но исследователи решили изучить этот вопрос с научным подходом.
В первой части эксперимента испытуемые играли в видеоигру. В простом трёхмерном окружении им нужно было взять со стола в комнате некий геометрический объект и «отнести» его на другой стол. Затем игрок клал на тот стол принесённый объект и брал другой. При этом во время перемещения между столами объект не был виден игроку – он был в условном «рюкзаке».
Иногда другой стол находился в этой же виртуальной комнате, иногда – в другой комнате, но на том же расстоянии. Чтобы пройти в другую комнату, игрокам необходимо было пройти через дверной проём. Как вы уже догадались, иногда игроков внезапно спрашивали, какой объект у них в рюкзаке. Как ни удивительно, но игроки, прошедшие через дверной проём, отвечали на этот вопрос гораздо хуже.
Вторая часть эксперимента проходила в реальных комнатах с реальными объектами. Испытуемые, передвигаясь между столами, носили объекты в коробках. И здесь сработал такой же эффект – при проходе через дверной проём память отказывала чаще.
Возникает вопрос – всё-таки, дело в том, что человек проходит через дверь, и оттого забывает, или же ему просто легче вспомнить его задачу, находясь в той же комнате, где он её себе поставил? То есть, зависит ли способность запоминания от контекста и окружения? Для проверки этого экспериментаторы сделали ещё одну виртуальную реальность, где испытуемые так же носили объекты между столами. Но при этом, выходя из двери, они иногда попадали в другую комнату, а иногда – в ту же самую, откуда вышли. Но в любом случае, оказывалось, что дверные проёмы играют свою пугающую роль. Контекст, то есть возврат в ту же самую комнату, ничего не решал.
Заключение психологов следующее: судя по всему, на запоминание влияет не только концентрация и важность задачи. У памяти есть зависимость от происходящих событий – как назвали её психологи, «событийная модель». Мозг хранит информацию до тех пор, пока она остаётся актуальной. Когда, по мнению сознания, информация устаревает – она удаляется, чтобы освободить место для новой.
Событие, связанное с покиданием комнаты, где была поставлена задача, приводит к освобождению «места» в памяти для новых данных – а старые данные считаются «устаревшими». Такими же событиями могут стать и другие вещи – стук в дверь, завершение некоей сложной задачи, сильно отвлёкшее вас действие.
Объём оперативной памяти ограничен, поэтому вместо того, чтобы пытаться держать в уме всё сразу, человек всё время освобождает место для чего-то нового. Записывайте! опубликовано econet.ru
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий