Для космоса этот год явился весьма непростым. Триумфальные победы и ужасные трагедии, выход космических исследований на новые горизонты
Для космоса этот год явился весьма непростым. Триумфальные победы и ужасные трагедии, выход космических исследований на новые горизонты, новые космические технологии — все это в 2014 году существенно продвинуло мировую космонавтику вперед. Этот год подходит к концу, и, пожалуй, это лучшее время для того, чтобы подвести некоторые итоги и еще раз вспомнить то, чем занималось человечество за последние 12 месяцев.
Долгое время считалось, что по своей сложности посадка на Луну аналогична возможности столкновения двух пуль, однако в августе этого года Европейское космическое агентство фактически усложнила этот «трюк», заставив «две пули столкнуться и при этом не повредив ничего на своем пути». Космический аппарат «Розетта», долгие годы проведший в спячке, наконец-то очнулся и отправил на поверхность пролетавшей мимо кометы 67P/Чурюмова — Герасименко космический зонд.
18 ноября посадочный модуль «Филы» размером со стиральную машинку стал первым в истории человечества космическим аппаратом, совершившим посадку на комету. К сожалению, во время посадки модуля на комету произошла поломка в посадочном механизме, в результате чего модуль «Филы» несколько раз то прикасался, то отдалялся от поверхности кометы, но в конце концов смог «пристыковаться». Несмотря на всеобщую радость, радоваться, как выяснилось примерно через 60 часов после посадки, было рано. Дело в том, что посадочный модуль сел в затемненную область кометы, где нехватка солнечного света не позволяет солнечным панелям модуля получать достаточно света для генерации энергии. В результате этого модуль было решено поместить в режим гибернации. В ЕКА надеются, что он сможет вновь «ожить» через несколько месяцев, когда комета 67P будет находиться ближе к Солнцу.
Пока все отходили от новостей о модуле «Филы», аэрокосмическое агентство NASA тем временем осуществило первую космическую миссию EFT-1 нового космического аппарата «Орион». Запуск «Ориона» на борту тяжелой ракеты-носителя Дельта-4 был осуществлен 5 декабря со стартового комплекса 37 на базе ВВС США на мысе Канаверал. Космический аппарат провел на околоземной орбите 4 часа 30 минут. Капсула и прикрепленный к ней макет сервисного модуля удалились от нашей планеты на расстояние 5800 километров. Во время повторного входа в атмосферу скорость «Ориона» составляла 32 000 км/ч, при этом его защитным экранам пришлось справляться с температурой в 2200 градусов Цельсия.
Первый запуск «Ориона» был беспилотным. Он осуществлялся для проверки всех навигационных систем и теплового экрана аппарата, которые определенно пригодятся для основной миссии модуля — поездки верхом на ракете-носителе Space Launch System (SLS), которая выведет «Орион» в космос и направит модуль к Луне.
Не желая отставать от государственных космических агентств, частная компания SpaceX, принадлежащая Элону Маску, решила впервые в истории космической индустрии осуществить мягкую посадку разгонного модуля ракеты за счет ее же собственных двигателей.
В апреле этого года состоялась космическая миссия CRS-3 по доставке грузов на Международную космическую станцию. Непримечательная на первый взгляд очередная поставка продовольствий закончилась весьма интересным образом. После того как ракета-носитель Falcon 9 вывела в космос грузовую капсулу Dragon, которая в свою очередь успешно добралась до МКС, первая ступень ракеты, как и всегда, должна бала упасть где-то в Атлантическом океане. Однако амбициозный план Маска заключался в том, чтобы мягко посадить первую ступень ракеты на водную гладь за счет своих же двигателей. Маск хочет создать ракету, которую можно было бы использовать повторно после дозаправки.
Думаю, не следует говорить, что первая тестовая посадка новой ракеты оказалась не совсем удачной, и Falcon развалился на части. Однако инженеры SpaceX все-таки успели получить видео и показания телеметрии до этого момента. Полученные данные позволят провести необходимые модернизации и вывести ракету SpaceX на новый уровень. После этого случая компания осуществила две посадки, третья запланирована на 6 января следующего года.
Эксклюзивный клуб космических исследователей пополнился в 2014 году новым членом, после того как космический аппарат Mars Orbiter Mission (MOM) добрался в сентябре этого года до орбиты Красной планеты. Примечательность данной космической миссии, направленной на демонстрацию своих технологий, заключается в том, что Индия фактически не имеет подходящих для отправки к Марсу космических аппаратов. Как же ей это удалось? Чтобы осуществить этот полет, Индийская организация космических исследований (ISRO) использовала серию сложных орбитальных маневров вокруг Земли, чтобы достаточно разогнать космический аппарат и направить его по траектории к Марсу. Такая подготовка заняла более года. В рамках этого времени аппарат вращался вокруг Земли, но в результате с первого же раза смог с нужной скоростью отправиться к Красной планете и все-таки достигнуть ее.
В космической индустрии 2014 год также стал примечателен благодаря возобновлению космической миссии, задача которой сводится к первому визиту последней неисследованной планеты нашей Солнечной системы — по крайней мере этот космический объект являлся планетой на момент начала этой космической миссии в 2006 году. Может, Плутон сейчас официально и классифицируется как карликовая планета, однако это место содержит бесценную информацию о Поясе Койпера, который аппарат «Новые горизонты» достиг в июле этого года. Спустя почти 9 лет режима гибернации для экономии запасов энергии автоматическая межпланетная станция «Новые горизонты» пробудилась в этом месяце. В ближайшие пять месяцев аэрокосмическое агентство NASA планирует провести различные исследовательские миссии вокруг Плутона, после чего направит космический аппарат в направлении межзвездного пространства.
23 декабря состоялся успешный запуск новой ракеты-носителя "Ангара-А5". Примечательным это событие делает то, что ракеты класса «Ангара» позволяют отказаться от использования тяжелых ракет-носителей, работающих на токсичном топливе. Новые ракеты работают на базе кислородно-керосиновых двигателей, что делает их гораздо чище с экологической точки зрения.
Еще одним плюсом ракеты-носителя класса «Ангара» является ее модульность. А это значит, что упрощается их доставка до космодрома и открывается возможность создания множества различных вариантов ракеты — начиная от легкого класса и заканчивая тяжелым. Еще одним немаловажным моментом является то, что данный ракетный комплекс способен выводить на геостационарную орбиту полезную нагрузку с территории Российской Федерации (возможный вариант — новый космодром «Восточный», строительство которого идет плотным темпом). В настоящее время ракета-носитель «Протон» запускается только с космодрома «Байконур», расположенного на территории Казахстана. В конце концов стоит также отметить, что грузоподъемность ракеты «Ангара-А7» может достигать 35 тонн, что выше возможностей ракеты-носителя «Протон».
К сожалению, в 2014 году не все дела, связанные с космическими проектами, шли по запланированным сценариям. Произошли две серьезные аварии, которые в очередной раз напомнили нам всем, что опасным может быть не только космос, но и наши попытки туда добраться. 28 октября этого года ракета-носитель «Антарес», принадлежащая компании Orbital Sciences, на борту которой находился грузовой модуль «Сигнус», собиравшийся доставить для членов МКС новые запасы продовольствий, взорвалась при взлете. Точные причины катастрофы пока остаются неясными (идет расследование), однако следовало бы указать, что ракета-носитель использовала построенные еще в советскую эпоху и купленные у России двигатели, которые затем подверглись серьезной модернизации и переработке в США. Неофициальной причиной называется неполадка в двигателях ракеты.
Спустя всего три дня с момента аварии «Антареса» неприятные вести пришли от компании Virgin Galactic. Ее космический аппарат SpaceShipTwo, проходивший полетные сверхзвуковые испытания, взорвался в воздухе, в результате чего один из пилотов корабля погиб, а второй получил серьезные увечья и был доставлен в больницу.
В обоих случаях официальное расследование причин аварий все еще ведется.
Технологии 3D-печати набирают популярность не только на Земле, но и за ее пределами — в космосе. Возможность создания необходимых в различных случаях вещей прямиком в космосе, без необходимости доставки этих вещей на борта ракет, видится очень заманчивой и перспективной. Поэтому неудивительно, что на борту Международной космической станции в этом году появился первый 3D-принтер, который уже напечатал свой первый инструмент. В свою очередь, Европейское космическое агентство было настолько впечатлено работой 3D-принтера в космосе, что даже собралось строить с помощью таких устройств целую лунную базу.
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий