В основе каждого типа характера лежат базовые свойства. Они связаны с природными особенностями организма, потребностями и эмоциями. Например, одни люди «от природы» открыты миру и свободно выражают эмоции, другие погружены в себя, третьи недоверчивы к миру и внутренне напряжены. Вокруг базовых свойств формируются многие другие черты характера. Так, внутренне напряженный человек основателен в работе и одновременно обидчив и ревнив
В настоящее время существует много классификаций характера. Особенно интересны и содержательны те, которые возникли в пограничной области на стыке психологии и психиатрии. В них заключен опыт талантливых ученых-клиницистов, которые непосредственно работали с людьми, наблюдали за их поведением, изучали биографии, беседовали с их родственниками, помогали в трудных жизненных ситуациях и проблемах.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко, М. Е. Бурно, М. З. Дукаревич и др. Первые классификации содержали всего два типа (К. Юнг, Э. Кречмер), в наше время их гораздо больше.
Мы остановимся на восьми основных типах, которые с некоторыми вариациями встречаются у большинства авторов. Конкретные примеры и иллюстрации будут взяты из наблюдений тех же авторов, художественной литературы, собственного личного опыта и рассказов других людей.
В основе каждого типа характера лежат базовые свойства. Они связаны с природными особенностями организма, потребностями и эмоциями. Например, одни люди «от природы» открыты миру и свободно выражают эмоции, другие погружены в себя, третьи недоверчивы к миру и внутренне напряжены. Вокруг базовых свойств формируются многие другие черты характера. Так, внутренне напряженный человек основателен в работе и одновременно обидчив и ревнив.
Люди различаются по степени выраженности черт характера. У одного они сильно заметны, у другого как бы сглажены, смягчены. Знакомиться с характерами лучше всего на примерах его выраженных степеней (акцентуаций), что мы и будем делать в этой книге.
Между прочим, такие выраженные характеры наблюдаются больше, чем у половины населения. Это значит, что в каждой семье с большой вероятностью найдется человек акцентированного характера. Если же говорить о подростках, то «острые углы» характера обнаруживаются у большинства из них, хотя обычно с годами сглаживаются.
Вообще нет плохих и хороших характеров. Каждый характер имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные свойства обычно видны, они говорят сами за себя, а вот слабые часто надо еще распознать.
Разговор о слабых сторонах характера подводит нас к знакомству с очень важным понятием «слабого места» характера. Такое «место» означает повышенную чувствительность, или уязвимость человека по отношению к определенным условиям.
Для разных характеров такие условия различны. Один человек с трудом переносит потерю внимания со стороны близких, другой – ограничение его свободы, а третий не выдерживает груза ответственности и завышенных ожиданий. Когда возникает нагрузка на слабое место характера, человек дает негативную реакцию. Это может выражаться по-разному, от замыкания в глухой обиде до «битья посуды» и истерик. Если нагрузки на слабое место повторяются часто и долго, то переживание неблагополучия усиливается, порой доводя человека до состояния «невозможности»: ребенок убегает из дома, супруги разводятся, сотрудник подает заявление об уходе.
Отсюда ясно, что знание «слабых мест» каждого характера имеет неоценимое практическое значение. Оно помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние осложнения в семье и на работе, ошибки в воспитании ребенка. Мы будем обязательно останавливаться на слабых местах каждого характера при знакомстве с отдельными типами.
Сильные стороны: Благодаря постоянному интересу к внешним событиям и другим людям, у гипертимов развивается наблюдательность, практический ум, конкретное и реалистичное мышление. Они хорошо ориентируются в обстановке, проявляют решимость в сложных ситуациях.
Общение: Дар общения. Легко знакомятся, быстро идут на контакт, завоевывают доверие. Думают они тоже вслух.
Занятия и работа: Инициативны, все время что-то придумывают. Переменчивы в намерениях и увлечениях. Меньше всего переносят монотонность и пассивное ожидание. Свойственно стремление к свободе и самостоятельности.
Эмоции: Вспыльчивы, но быстро отходят. Не свойственно задумываться о чувствах других.
Слабые места: Их общительность бывает утомительна. Подвижность, живость, легкая переключаемость препятствуют эффективной работе там, где необходимы усидчивость и длительное сосредоточение. Легко проглядывают границу между дозволенным и недозволенным.
Социальная ценность: Полезны там, где нужно вступать в широкие контакты с людьми, понимать их потребности, вовлекать в дело и заряжать энтузиазмом.
Воспитание: Ему нужно помогать организовывать себя, но следует делать это осторожно, чтобы не ущемлять потребность в самостоятельности. Хорошо делить с ним интересы, чтобы через совместные занятия дисциплинировать его и направлять активность.
Случаи крайней выраженности:
положительные свойства - открытость, прямота, простота, инициативность, предприимчивость, гибкость, подвижность, быстрота реагирования, находчивость.
отрицательные свойства - нетактичность, бестактность, взбалмошность, авантюричность, переменчивость, нестабильность, ненадежность, нетерпеливость, опрометчивость.
Общение: Молчаливы, держатся отстраненно. Их контакты ограничены узким кругом друзей и близких. С трудом рассказывают о себе. Испытывают трудности в общении. Иногда страдают от недостатка общения.
Образ жизни, занятия, внутренние установки: Внутренний мир упорядочен, и такой же упорядоченности они ждут от мира. Легко принимают правила и следуют им. Хорошо работают там, где их обязанности строго расписаны, и где они должны действовать по инструкции. Из-за недостаточной гибкости их обвиняют в формализме. С ними трудно вступать в спор — фактами их не переубедить. Часто оказываются в оппозиции, не смешиваясь с массовыми движениями, модой, мнением большинства.
Эмоции: С одной стороны, сдержанны и как будто холодны, с другой — очень чувствительны и ранимы. Им трудно понять чувства других.
Слабые места: Им трудно, когда вторгаются в их личное пространство или, образно говоря, лезут в душу. Если в семье ребенок замкнутого характера, родителям нужно помогать ему в знакомствах и дружбе с ребятами. Не стоит поручать ему такую работу, где ему придется вступать в многочисленные неформальные контакты с людьми. Критиковать за неудачи нельзя.
Случаи крайней выраженности: В этих случаях сильно обостряются базисные черты, а именно, эгоцентрическая натура, концентрация на собственных принципах, пренебрежение к фактам реальности, эмоциональная «глухота» или неспособность к сочувствию. Ценность собственных убеждений обретает форму непререкаемых принципов.
Негативные эмоции сильные, долго копятся, потом происходит аффективный взрыв.
Образ жизни, работа, общение: Яркие личности, успех и упорство в карьере, амбициозные цели, серьезность, основательность, трудолюбие. Требовательны к качеству своей работы. Не страдают комплексом неполноценности, напротив, живут с чувством важности собственной личности и дела, которым заняты. Умеют заметать следы. Развивают большую энергию в борьбе за карьеру. Часто они успешные бизнесмены и политики. На первом месте у них своя выгода.
Слабые места: Их общение в группе, коллективе, семье часто сопровождается недовольством, обидами, конфликтами. Хуже всего напряженные переносят ситуации, где, как им кажется, ущемляют их интересы. Трудности их подстерегают и в случаях, когда в их руках оказывается слишком большая власть. Многократные браки и разводы у таких людей.
Отрицательные стороны: Моральные дефекты. Им приходится затрачивать специальные усилия, чтобы контролировать свои эмоции. Повышенная забота о себе. Нетерпимость. Критичность и порой грубость. Стремление командовать. Высокое самомнение с принижением ценности вашей личности. Неоправданная ревность, конфликтность.
Дети, подростки: Признаки напряженного характера обнаруживаются рано — периодические расстройства настроения, агрессивность, упрямство. В играх со сверстниками любят командовать, окружают себя более слабыми. Вступать в борьбу с носителем напряженного типа характера, даже если это собственный ребенок, бесполезно. Исследования показали, что подростки этого типа чаще других совершают противоправные действия.
Воспитание: Их надо поддерживать во всех начинаниях, развивать их интересы, увлекать активными занятиями. Для такого ребенка очень важен личный успех. Нужно постоянно учить их заботиться об окружающих, думать о них, сочувствовать им. Необходимы усиленный контроль за аффектами и помощь в развитии социального чувства или чувства общности с другими людьми. Особенно важно, чтобы родитель занял позицию мягкой силы: решительное слово остается за родителем, оно не обсуждается. Родитель говорит о своем решении спокойно, без криков, но свое слово никогда не меняет. С другой стороны, он умеет сочувственно выслушать ребенка и принять его позицию.
Подтипы:
психоастеники. Тревога за будущее
неврастеники. Озабочены своим здоровьем
сенситив. Высокие моральные требования, особенно к себе
Эмоции, поведение, работа, общение: В комплекс их переживаний входят всевозможные страхи и опасения: боязнь не справиться с работой, страх перед будущим, беспокойство за жизнь и здоровье своих близких, повышенные моральные требования к себе. Это тихие, застенчивые люди. Внешне напоминают замкнутых, но отличаются эмоциональной теплотой. Привязываются к близким, готовы им доверять и делиться своими переживаниями. В работе и учебе не очень эффективны. Чувствительны к оценкам со стороны. В результате неудач и критики у них развивается ущемленное самолюбие: «Вот я им докажу!». Не склонны идти на риск.
Слабые места: Это все ситуации, которые создают нагрузку на их нервно-психическую слабость и истощаемость, на чрезмерную ответственность, ранимость и раздражительность, на повышенную склонность к тревогам и страхам, на недовольство собой и пониженную самооценку. Боятся публичного осуждения.
Сильные стороны: интеллигентны, совестливы, отзывчивы, мягки в обращении, ответственны. Они по-своему болеют за нужды человечества.
Дети, подростки, воспитание: Это тихие, застенчивые, послушные дети. Они чувствительны, тревожны, многого боятся: темноты, чужой обстановки, незнакомых людей. Такие дети могут часто болеть. Шумные компании сверстников в дет.саду и школе таких детей не привлекают. Они предпочитают тихие занятия. В школе они учатся старательно, не склонны нарушать правила, рваться на свободу. Такие дети нуждаются в щадящем режиме, эмоциональном тепле. Важно помнить об их чувствительности и потребности во внимании. С другой стороны, не следует перегибать в другую сторону — тревожно их лелеять, изготавливая «профессиональных больных». Будьте осторожны с завышенными ожиданиями. Меньше всего тревожные дети нуждаются в наказаниях. Если тревожный ребенок плохо себя ведет, возможно, ему просто не хватает вашего тепла. Наказание для таких детей ведет к еще большему снижению самооценки. Очень важны позитивные отклики на их достижения, старательность, их душевные движения.
Общение, эмоции, поведение: Много и охотно общаются. Всегда стремятся казаться больше, чем есть на самом деле; остро реагируют на события, которые задевают их лично; умеют манипулировать окружающими при помощи своих эмоций; склонность ко лжи и мифотворчеству; незрелое мышление.
Социальное положение: Их много среди актеров, артистов, журналистов, моделей; Часто в гуще событий; к серьезному труду не склонны; позиция «непризнанного гения»; непостоянны в деловых и личных отношениях.
Семья, отношения: С демонстративным партнером приходится поступать так же, как с капризным ребенком: любить, но не поддаваться на эмоциональные провокации и помнить о себе; природой «приговорены» быть яркими больше, чем теплыми.
Положительные стороны: Они всюду вносят оживление и юмор, компенсируя молчаливость одних, сдержанность или застенчивость других; особенно полно их талант раскрывается на сцене.
Дети, подростки, воспитание: С начала школы возникают проблемы, связанные с нежеланием упорно трудиться. Отношения с одноклассниками неспокойные. Они наполнены острыми переживаниями соперничества, ревности, обиды за невнимание, отказы дружить. В младших классах они нередко берут на себя роль «клоуна» или «шута», надеясь тем самым завоевать авторитет и симпатии.
Как воспитать такого ребенка? Похвала должна быть строго дозирована; высказывать ему свое одобрение только когда он трудится упорно и добросовестно. Ни за что не уступать его плачу и крикам, которые он устраивает в ответ на запрет или отказ в выполнении его желаний. Преодолять его эгоцентризм — неустанно обращать его внимание на других.
Случаи крайней выраженности: аферисты, лгуны.
Общение, эмоции, социум: Очень эмоциональны; тепло привязываются к друзьям и близким, сохраняют им верность и преданность. Одновременно они сами нуждаются в поддержке и знаках внимания. Такой человек незаменим в роли эмоционального регулятора отношений и общего климата в семье и команде. При всей их мягкости и готовности жертвовать своими интересами все-таки дают отпор, когда дело доходит до особенно циничной эксплуатации.
Слабые места: Им тяжела атмосфера недоброжелательности и критики. Больше всего для них непереносимы потеря близкого или эмоциональное отвержение со стороны близких. Во всех невзгодах и неприятностях они винят себя; легко поддаются на манипуляции.
Дети, подростки, воспитание: Такие дети очень зависят от того, насколько доброжелательны к ним домашние; они сразу чувствуют холодность, давление или недовольство взрослых; очень характерно для детей этого типа стремление завести какое-нибудь домашнее животное, особенно собаку. Самочувствие и даже успеваемость таких детей зависят и от семейной обстановки, и от взаимоотношений со сверстниками и учителями. Увлечения непостоянны, как и настроение.
Поведение, взаимоотношения: Такой тип характера обнаруживается с самого детства. Эти дети непослушны, неорганизованы, плохо усваивают правила поведения, не поддаются моральному воспитанию. Беды и заботы близких их не трогают. В романтических отношениях ограничиваются легким флиртом, их чувства поверхностны и недолговечны.
Жизнь их зависит от атмосферы, в которой они оказываются, им необходим контроль. Если только контроль ослабляется, они тут же сходят с рельсов.
Базисные свойства: Все, что передается по масс-медиа, воспринимается ими как истина. Это люди с ограниченным кругозором и средним интеллектом, поэтому попадают под «гипноз» массовой культуры. Они боятся всяких перемен и готовы скорее жаловаться на судьбу или обстоятельства, чем что-либо менять.
Положительные свойства: Имеют важную социальную функцию: они обеспечивают стабильность общества. Хранители традиций.
Семейная жизнь: Заботливы, уравновешенны, бесконфликтны. Умеют создать уют, терпеливо воспитывать детей, смягчать «острые углы» характера домочадцев. Хорошие семьянины.
Делятся на промежуточные и амальгамные типы.
Промежуточные — когда человеку от рождения достаются органические основы двух разных типов.
Амальгамные — образуются при жизни в результате наслоения черт одного типа на органическую основу другого. Причины таких наслоений могут быть разные: тип воспитания, условия неблагоприятной среды, собственные усилия человека по коррекции черт своего характера.
Тип характера определяется по комплексу переживаний и действий, между собой связанных, и по значительному «удельному весу», частоте их проявлений в вашей повседневной жизни.опубликовано econet.ru.
По книге Юлии Гиппенрейтер “У нас разные характеры… Как быть?”
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий