Если ребенок ощущал авторитет своих родителей - он учится уважать других людей. Если родители уважали его личность, то он учится уважать самого себя, понимать свои потребности и принимать свои интересы, нужды важными, существенными.
В чем отличие чувства наличия опор от инфантильности, гиперопеки? Для чего нам опираться на критерии эмоционального развития ребенка 6-7 лет?
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Так вот. Для чего я остановила взор на критериях эмоционального развития ребенка 6-7 лет? По нескольких причинам.
Во-первых, это возраст второй психологической сепарации ребенка от родителей. После пяти лет у ребенка формируется рефлексия, он учится себя анализировать и оценивать уже сам. Не зря же психологи проверяют к школе сформированность дифференцированной самооценки.
Если в старшей группе на вопрос: «Кто у вас в группе самый трудолюбивый?», кричат наперебой: «Я, это я, говорите на меня», то в подготовительной группе начинают честно оценивать и находить действительно трудолюбивого.
Но на основе чего научился и учится оценивать себя ребенок? На основе того, как его оценивало ближайшее окружение. И в первую очередь: мама и папа. Поэтому то, как себя будет оценивать ребенок, а в последствие и взрослый человек строится на том, как его оценивали родители.
Во-вторых, если ребенок ощущал авторитет своих родителей - он учится уважать других людей. Если родители уважали его личность, то он учится уважать самого себя, понимать свои потребности и принимать свои интересы, нужды важными, существенными.
Если ребенок получил подтверждение в уважении и научился ценить границы другого человека, то он и выстраивает адекватные отношения с другими детьми. А далее, когда вырастет, и со взрослыми людьми.
Поэтому человек не становится уверенным в себе, с ощущением своей самоценности, самостоятельным сам по себе. Он это получает в социуме. Без социума человек становится «Маугли» и даже не начинает говорить.
В третьих, эти самые критерии часто сохраняются актуальными и во взрослом возрасте. Если человек не пользуется авторитетом пусть теперь уже и не у родителей (насильно мил не будешь), а в своем созданном кругу, своей супружеской семье, среди друзей, если у него так и тянутся проблемы с установлением контактов, он не умеет проявлять эмпатию, не чувствует себя уверенно, то ни о какой здоровой самоценности, самодостаточности говорить не приходится.
Теперь об опорах.
Как Вы думаете, является ли гиперопекающая мать опорой ребенку? Я думаю – нет. Она становится ребенку не опорой, а удавкой.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Я обожаю такую простую и гениальную теорию Льва Семеновича Выготского о Зоне Ближайшего развития.
Что такое Зона Ближайшего развития? Это то, что ребенок может делать с помощью взрослого. И когда он научается это делать вместе с взрослым хорошо, то навык становится самостоятельным (уходит в Зону актуального развития).
Но есть зона, с которой ребенок не может справиться сам. И в этой зоне он зависим от взрослых. Задача взрослых, соответственно возрасту, перевести это неумение ребенка вначале в Зону ближайшего развития, а потом и актуального.
Бывают случаи, когда у ребенка навык есть, но он заболел, не в настроении, о чем-то переживает. И в этот момент нуждается в поддержке, а не в словах: «Всё, это твоя зона актуального развития, делай сам» (конечно, если это не способ манипулирования взрослыми).
Что происходит во время гиперопеки и гипоопеки?
Во время гиперопеки взрослые не учат ребенка переводить навык в Зону ближайшего развития, а потом и актуального развития. И делают ребенка беспомощным, повышая его тревожность, лишая инициативы, умения нести ответственность.
Там, где ребенок способен справиться сам, они «обрубают» ему руки, делают за него. Но вот какую удивительную вещь я заметила у таких родителей. Там, где ребенку действительно крайне нужна помощь, они часто в этой помощи отказывают («Это всё придурь, тебе это не надо», «Почему всё я и я за тебя, делай сам», «Моему ребенку не нужна логопедическая помощь, он прекрасно разговаривает. Выговорится еще»).
И получается какой-то фарс: вот есть реальная ситуация, где о ребенке нужно реально позаботиться, поддержать, а гиперопекающие родители «убежали в кусты».
Таким образом, то, что внешне выдается за опоры, на самом деле является капканом. Капкан, где человека учат быть несостоятельным.
С поведением гипоопекающих родителей возникает другая ассоциация: кидание без страховки в пропасть жизни. Выживет - не выживет. Какая такая Зона Ближайшего развития? Учись справляться с жизнью так, как можешь.
И может, конечно, выжить и даже стать внешне успешным, если нервная система сильная, да и обстоятельства не слишком удручающие, если люди добрые на пути попадаются.
Только базового доверия к миру не будет, только везде будет стойка: напасть, отобрать, быть начеку. Тоже до здоровой самодостаточности далеко.
А теперь задумаемся. Конечно, взрослый человек более самостоятелен, чем ребенок и многие свои возникающие трудности он может решать сам. Но чтобы прям все сам и сам – это просто нереально. Где-то у кого-то что-то узнать, спросить, попросить какой-то помощи. Это нормально.
А бывают ситуации, когда человек может стать практически полностью беспомощным. Не будете же Вы врываться в реанимацию к человеку в коме и кричать ему на ухо: «Быстро встал и взял ответственность за свою жизнь! Ты же взрослый человек». Поэтому и взрослому человеку поддержка нужна.
Таким образом, процесс двусторонний:
сформированность своей самоценности, умение просить и заявлять о себе и дает человеку опоры в жизни в виде поддержки близких и не очень людей.
С другой стороны, человеку, не получившему в детстве эти опоры, а получившему капканы и пропасти, очень трудно и с самим собой, и во взаимоотношениях с другими.
опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Оксана Танкова
Изображения в статье Magdalena Berny
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий