Экологичное родительство: Родители часто кричат и наказывают не от злости, а от беспомощности, от ощущения себя плохими родителями. Это разрядка, а не воспитание. Завуалированная форма переложения ответственности - ругать за то, чему не научили.
Почему мы иногда говорим и делаем что-то, что заставляет маленьких детей становиться родителями себе, а то и нам? Потому что нас самих так воспитывали. И потому, что хотим объяснить детям, что делать не надо (или, наоборот, - что надо). А иногда потому, что устали, раздражены и вообще хочется уволиться из мам…. И они вырываются - внешне зачастую нормальные, безобидные слова, но они выбивают у ребенка почву из-под ног или взваливают на него груз ответственности за благополучие семьи, моральное состояние родителей и вообще за весь мир.
Что это за слова:
Говорит тренер по общению Кира Вебер:
«Положа руку на сердце - по какой логике всё это говорится? Разве маленький ребенок, услышав "ты запачкал штаны, что теперь прикажешь делать?!", прямо сейчас сообразит, что маме трудно стирать, что это стоит денег и что на маму косо смотрят? Нет, конечно!
Родители так справляются со своими эмоциями. Кричат и наказывают не от злости, а от беспомощности, от ощущения себя плохими. Это разрядка, а не воспитание. Сказанное ребенку "ну и что теперь прикажешь делать?!" помогает снова обрести почву под ногами, ощутить себя большим. Ребенок эту разрядку ощущает, ребенок чувствует, что это он - плохой!
Также часто завуалированная форма переложения ответственности - ругать за то, чему не научили. Ребенок делает что-то не так, - то, что мама считает само собой разумеющимся. "Как это ты не надел варежки, ну всегда же надеваем, на улице же холодно, ну как так можно не подумать!". А ребенку страшно. При страхе блокируются лобные доли головного мозга. Ребенок цепенеет. И думать не может. Мама ощущает, что она - плохая, ребенок - в онемении».
Что обращаться к родителям за помощью нет смысла. Что все надо решать самому. Что они, дети - помеха. Что мама и папа бессильны, не знают что делать, беззащитны (и их надо защищать). Что мама и папа - тоже дети, и взрослым приходится быть самому. Что надеяться не на кого, только на себя.
Но не бойтесь, все поправимо. Дети на самом деле хотят быть детьми и нуждаются в том, чтобы иметь рядом надежного взрослого, которому можно довериться и с которым чувствуешь себя в безопасности. Не бойтесь и, главное, не падайте в родительскую вину. Все можно исправить.
Это вопросы жизнеобеспечения (дом, еда, одежда и так далее). Соблюдение режима, принятие решений относительно здоровья и развития ребенка. Психологическая, эмоциональная атмосфера в доме. Установление границ и правил. Готовность защитить и поддержать ребенка, готовность стать посредником между ребенком и миром. В идеале - устойчивость самих родителей, способность контролировать жизнь, брать на себя ответственность и за себя, и за детей.
Почему ребенок не должен нести на себе родительскую ответственность
«Золотое правило психического здоровья ребенка гласит, что его никогда нельзя помещать в ситуацию, с которой он никаким образом справиться не может, - говорит Кира Вебер. - Это вселяет в ребенка животный страх. Страх этот выражается у кого агрессией в подростковом возрасте, у кого синдромом жертвы, у кого уходит в психосоматику, гиперответственность или тревожность».
Когда поручаем детям заботиться о других членах семьи - младших братьях и сестрах, немощных прабабушках и прадедушках и даже о маме и папе. Когда, например, уезжая в командировку, отец говорит сыну, что он остается за мужчину и должен заботиться о маме. Или когда дочка, как маленькая женщина с патриархальным воспитанием, обслуживает отца в быту.
Что делать? Помнить, что дошкольник не может отвечать еще за себя самого, не то что за младшего брата или сестру. Можно попросить старшего поиграть в какую-то игру с младшим, пока вы чем-то заняты. Но при этом стоит помнить, что дети играют одни, и вы отвечаете за обоих .
Когда чувствуем педагогическое (родительское) бессилие и делимся своими чувствами с ребенком, спрашивая что же с ним делать, или говоря "не знаю что теперь делать".
Лучше сказать: "Сейчас подумаю, что можно сделать". Или просто сказать, что вам надо успокоиться, чтобы не ругаться. Показать не бессилие, а готовность решить проблему. Показать, что вы контролируете ситуацию. Не знаете, что сказать вообще, - просто обнимите ребенка и приласкайте. Покажите приятие, оно будет означать, что мир не рухнул.
Когда советуемся с ребенком относительно жизнеобразующих моментов - какую квартиру покупать, куда ехать в отпуск, на какую работу выходить, на что тратить деньги.
Ответственность за решение несет тот, кто решение принимает. И если ребенок участвует в принятии решения, то и ответственность за него ребенок разделяет с вами. Не имея ресурсов и полномочий эту ответственность нести.
Когда объясняем свое решение (свой запрет или свою просьбу) тем, что лежит в сфере только вашей родительской компетенции. Например: "Если ты сейчас не успокоишься и не дашь мне поработать, я не допишу эту статью, и у нас не будет денег купить еду!".
Что можно сказать? "Давай я тебя сейчас обниму, а потом ты поиграешь, а я поработаю. А когда длинная стрелка на часах поднимется вверх, я почитаю с тобой книжку. Уже выбрала книжку? Замечательно. А где длинная стрелка на часах?".
Забота о еде - дело родителей. А ребенок просто требует внимания. Не делайте его ответственным за добывание пропитания для семьи.
Ответственность за душевное состояние родителей непосильна детям. Лучше аргументировать просьбы, запреты, недопустимость определенного поведения (если аргументы вообще нужны) чем-то объективным.
Когда рассказываем ребенку о том, как нам плохо и трудно. Ребенок ни много ни мало будет пытаться спасти нас. В то время как это наша обязанность - спасать детей. Спасайтесь сами, для жалоб на жизнь найдите других собеседников и собеседниц.
Не обязательно кидаться все делать за ребенка или подсказывать ему что делать. Можно сказать: "Давай подумаем, что можно сделать" - и помогать ребенку искать решение проблемы.
Когда не можем установить границы и рамки, правила. Когда не контролируем жизнь, когда нас захватывает хаос. Такое бывает, когда в семье сложная ситуация или когда одинокая мать переутомляется от нагрузки, которую несет одна. Такое бывает также в токсичных семьях, когда кто-то из родителей зависим от алкоголя или наркотиков.
Ребенок нуждается в правилах, как в стенах дома, в котором живет. Если родители не в состоянии установить правила, ребенок или идет вразнос (до неврозов), или устанавливает правила сам.
Что делать? Постараться все же придерживаться определенных правил, хотя бы режима дня. Просить о помощи других взрослых. Стараться продвигаться в социуме и профессии. Обратиться за помощью к профессионалам (поговорить с воспитателями в детсаду, обратиться в кризисный центр за психологической помощью). Разорвать отношения с алкоголиком, наркоманом.
Сделать паузу. Сказать себе, что это вы - большие, а они - маленькие. И это ваше дело знать что делать, как справляться с проблемами - своими и детскими. Это вы отвечаете за них, а они от вас зависят, на вас рассчитывают, на вас надеются. Период зависимости необходим для вызревания и становления их психики. Все придет, а пока они маленькие, вы - почва под их ногами и стены их дома. опубликовано econet.ru
©Наталья Калашникова
фото ©Julie Blackmon
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий