Экология сознания: Психология. Болезнь не только заставляет человека быть честным перед самим собой, но и выявляет его основную жизненную задачу, от выполнения которой человек отклонился.
Врач и психотерапевт Рудигер Дальке в книге "Болезнь как язык души. Послание и смысл ваших заболеваний" рассматривает организм человека «сверху вниз», от волос до пяток, открывая читателю тесную связь между симптомами болезней и их причинами на психическом уровне и показывает, что болезнь не только заставляет человека быть честным перед самим собой, но и выявляет его основную жизненную задачу, от выполнения которой человек отклонился.
"Главную роль при толковании картин болезни играет язык тела и, прежде всего, язык симптомов. Поскольку у всех людей есть свои симптомы болезни, этот язык — самый распространенный на земле. И хотя каждый человек овладел им в совершенстве, осознанно воспринимают его лишь немногие. Чем более развитым интеллектом обладает человек, тем менее он способен интуитивно воспринимать эту манеру выражаться. Получается, что так называемые примитивные народы в этом отношении намного превосходят нас, так же, как дети — своих родителей.
Наряду с языком тела вербальный язык также может быть очень полезен, потому что тело стремится не только к тому, чтобы его лечили, но и к тому, чтобы его «объясняли». Полнота психосоматического выражения позволяет яснее понять и тело, и душу. Черствый человек не живет полнокровной жизнью, наоборот, можно сказать, что его жизнь «застопорилась»; упрямец не мобилизует, стиснув зубы, свои внутренние силы, а упорствует, полагаясь на крепость своей «бычьей шеи».
Еще яснее, чем в литературном языке, определенные взаимосвязи отражаются в разговорных оборотах и в просторечьях. Такие обороты речи и пословицы часто снимают покров тайны со связи тела и души. То, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, нам известно из народной мудрости уже давно, еще до того, как психология смогла подтвердить, что ребенок получает с материнским молоком нечто большее, чем калории. Такие выражения, как «толстячок» и «пампушечка», показывают, что любви в любом возрасте свойственен некий элемент «детскости».
Язык намного мудрее, чем принято считать. Слова, описывающие симптомы болезни, прямо указывают на причину болезни и сущность лечения.
Язык тела помогает нам своей правдивостью. Он более откровенен, чем принято считать: именно поэтому современные люди прибегают к любым средствам — от косметики и лечения загаром до хирургического вмешательства — лишь бы изменить вид своей кожи. Известно, что выражение «тонкокожий человек» относится к людям, воспринимающим все близко к сердцу и часто подвергающим себя опасности. В психотерапии мы используем это свойство кожи и в трудных фазах лечения вступаем с ней в контакт, или, иначе говоря, следим за ее реакцией. По состоянию кожи пациента можно многое о нем узнать — обо всех его уловках и маневрах.
Пытаясь объяснить симптомы болезни, можно обратиться к мифологии или к истории жизни людей, ставших для нас легендой. Можно провести аналогию между сказками и прообразами, которые нередко проявляются в мировоззрении и жизненных идеалах современных людей. Везде можно найти сходство с первопричиной (моделью) собственной болезни.
У каждого человека есть свое мифологическое представление о жизни — своя сказка — независимо от того, существует ли она на уровне сознания или в подсознании. Раскрытие этого мифа помогает объяснить модель болезни и понять ее значение в жизни. На примере сказки можно увидеть, что модель имеет несколько слоев.
Народные и авторские волшебные сказки по существу являют собой всеобъемлющую модель — путь души к совершенству. Персонаж вынужден покинуть свой дом, иногда из-за злой мачехи, иногда из-за крайней нужды. Затем он должен пройти через многие испытания и, в конце концов, найти свою вторую половинку, обвенчавшись с которой, герой обретет бессмертие. Эта исходная модель является общей для большинства сказок и указывает людям путь к духовному совершенству.
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛЮС
При объяснении картин болезни целесообразно обратиться к другому полюсу, к иному крайнему проявлению. Противоположности гораздо ближе друг к другу, чем нам кажется. Возьмем, к примеру, расхожее мнение о том, что «все психиатры — не в своем уме». Если учесть, что психиатр половину жизни по доброй воле проводит в лечебницах для душевнобольных, то народная мудрость скорее права. Для того чтобы выбрать эту профессию, человек должен иметь острый интерес к ложным путям души. Однако откуда взяться такому пристрастию, если не от собственного нездоровья? Это не недостаток, а скорее гарантия того, что врачеватель душ будет обладать необходимой интуицией.
Есть и другие примеры профессий, где мы видим некую странную, на первый взгляд, гармонию противоположностей. Если бы мысли криминалиста не шли тем же путем, что и мысли преступника, он никогда не смог бы поймать его.
Это касается и болезни. Люди, страдающие запорами, и люди, страдающие диареей, «отрабатывают» с помощью кишечника тематику освобождения-удержания. Человек с повышенным кровяным давлением может кое-что рассказать о своей болезни пациенту с пониженным давлением. В обоих случаях возникает тема жизненной энергии.
Еще более острым выглядит противостояние алкоголиков и трезвенников*. Один жадно хватается за стакан, другой нещадно бичует его за это. В центре жизни обоих одна тема — алкоголь. Но алкоголик чаще всего чувствует вину за свое поведение перед другими и, в общем-то, понимает, что болен. Трезвенник же так убежден в своей правоте и в то же время в вине других, что совершенно не замечает собственных проблем. Увлекшись возвышенными теориями о спасении человечества от пороков и прочего зла, он не видит собственного экстремизма.
*Под этим выражением здесь подразумевается воинствующий противник спиртных напитков, который упрекает пьющих людей в их «порочности» и которого невозможно заставить отказаться от его миссии, а не тот, кто не берет в рот ни капли спиртного, но при этом не трогает других до тех пор, пока это не коснется его собственной жизни.
Любая крайняя позиция в отношении какой-либо проблемы подозрительна. В большинстве случаев противоположный полюс лежит очень близко — как раз там, где мы вовсе не предполагали его найти.
1.Симптомы вечны, потому что вся жизнь в силу своей полярности лишена единства и, следовательно, несовершенна.
2.Любой симптом — это своего рода сигнал о том, что в организме чего-то не хватает, что нарушена его целостность.
3. Ничто не исчезает бесследно, поэтому в каждом случае можно говорить лишь о перемещении симптомов: или горизонтально, на физическом уровне (например, в теле) или вертикально, на духовнопсихическом уровне.
4.Понятия «форма» и «содержание» соответствуют телу и душе и взаимосвязаны. Форма (физическое) — так же связана с содержанием (психическое), как сцена связана с театральной пьесой.
5. Не следует рассуждать о какой-то одной причине болезни. Если мы вынуждены использовать причинный подход, чтобы мысленно приблизиться к действительности, всегда имеет смысл исходить из четырех классических причин античности: причины, действующей из прошлого, причины цели, причины примера и причины материала.
6. Действительность состоит из симметричных уровней. Ассоциативное мышление соответствует им больше, чем каузальное (причинное).
7.Связь всех уровней синхронна и не имеет характера причинноследственных отношений, в обычном смысле она скорее алогична.
8. Ритуалы — сознательно или бессознательно — формируют необходимую основу человеческой жизни.
9.Картины болезни — это ритуалы (обряды) тени, которые держат человека в равновесии и могут быть заменены сознательными ритуалами того же порядка.
Четыре «причины» могут помочь пониманию того, что такое ритуал, к которому принуждает симптом. Для этого необходимо почувствовать поле, в котором живет больной. Вопросы для понимания причин следующие:
Откуда происходит симптом?
Ответ для примера «грипп»: ситуация за два дня до этого, где больной простудился или подхватил вирус гриппа.
1.На какой материальной основе протекает болезнь и как при этом реагирует пораженный орган?
Пример: органы области носа и глотки и органы чувств. Речь идет о контактах этих органов с внешним миром.
В каких пределах распространяется симптом? Каковы его «правила игры»?
Пример: больше не хочется ничему удивляться и проявлять интерес к чему бы то ни было, все надоело, не хочется ничего больше слышать и видеть. Человек отказывается от внешнего контакта или становится еще агрессивнее. Начинается кашель (вероятный источник заражения других людей), а также чихание, сопение и выделение мокроты.
Какую цель преследует симптом? Куда он хочет привести больного?
Ответ: он (больной) должен почувствовать, что ему уже достаточно агрессии, и захотеть от нее избавиться.
«Нормальное» течение простуды — это своего рода ритуал, который доказывает свое право на жизнь благодаря отдельным симптомам. На сцене тела ставится акт погружения в себя: органы чувств и дыхательные пути или коммуникации блокируются, накопленная агрессия убывает. Окружающий мир признает эти сигналы и отпускает больного, кашляющего и задыхающегося, домой. Происходит ритуал отступления. Ритуал предусматривает, что на простуженных людей больше не будут нападать и понуждать их к общению. Если окружающие не сразу узнают признаки, больные говорят с дружеской прямотой: «Не подходи ко мне слишком близко, я простужен!» С необходимостью такого ритуала больные, подхватившие грипп, соглашаются безоговорочно и благодушно. А ведь известно, что хватают только то, в чем нуждаются.
ВОПРОСЫ ПО РИТУАЛУ БОЛЕЗНИ:
1. Почему я должен обсуждать эту проблему?
2. Почему это происходит именно сейчас? При хронических процессах: когда это случилось в первый раз? Когда это происходит особенно интенсивно?
3. Почему это происходит именно со мной?
4. Какой навязчивый пример моей жизни воплотился в ритуале болезни?
Болезни в зависимости от обстоятельств можно рассматривать в двойном аспекте. Во-первых, можно начать с того, что они делают людей честными и показывают им то, что до сих пор не допускалось в сознание. Например, паралич может указать больному на то, насколько он стал неподвижен на духовно-психическом уровне. Во-вторых, каждая болезнь имеет смысл и помогает решить задачу. Паралич, например, может показать, что стоит ослабить сознательный контроль и отдохнуть.
Благодаря первому аспекту обнаруживаются печальная модель и не осмысляемое человеком течение болезни. Принятие проблемы и ее осмысление может привести на второй уровень и сделать из горестного опыта ритуал, дающий надежду на избавление.
Посторонний наблюдатель никогда не может, в силу своей непричастности, с уверенностью судить, на каком уровне и в какой именно фазе находится больной. Чрезмерная физическая полнота, выставленная для обозрения, часто является компенсацией недостаточности внутреннего содержания, но может, однако, отражать и внутреннюю наполненность. При созерцании Будды мы, безусловно, убеждаемся в этом. Буддизм исходит из того, что каждый человек несет в себе природу Будды. Это лишний раз доказывает, что не следует умалять до степени вины ценность своей «наполненности», которая, по сути, является прекрасным инструментом самопознания. опубликовано econet.ru
©Рудигер Дальке, из книги "Болезнь как язык души. Послание и смысл ваших заболеваний"
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий