Ежегодно депрессивные расстройства диагностируются не менее чем у 200 миллионов человек. Один из десяти мужчин и одна из четырех женщин страдает депрессией на протяжении своей жизни.
О депрессии можно говорить бесконечно. И не только потому, что актуальность проблемы очень высока, а еще потому, что многообразие ее симптомов и проявлений напоминает женщину, которая часто меняет одежду, а иногда надевает маску, чтобы ее не узнали.
Ежегодно депрессивные расстройства диагностируются не менее чем у 200 миллионов человек. Один из десяти мужчин и одна из четырех женщин страдает депрессией на протяжении своей жизни.
По данным некоторых авторов, среди пациентов, обратившихся к специалистам общей практики, 68% имеют симптомы депрессии, а в общемедицинской практике маскированные депрессии или другие пограничные психопатологические состояния встречаются у 32,9% больных с неустановленным диагнозом.
Взаимодействие депрессии и соматических расстройств можно рассматривать с разных сторон.
1. Депрессия может проявляться в виде соматических расстройств.
2. Депрессия может быть следствием тяжелого соматического заболевания, например, злокачественных заболеваний или инсульта.
3. Депрессия и соматическое заболевание могут сосуществовать (например, при ВИЧ инфекции, при гастрите).
4. Депрессия может развиваться вследствие определенных гормональных заболеваний, таких, как гипотиреоз, климакс, синдром Кушинга.
5. Депрессия может развиваться при приеме некоторых лекарственных средств (например, антигипертензивных и некоторых гормональных препаратов).
Обилие жалоб, их необычное сочетание, которое не характерно для клинической картины ни одного соматического заболевания, позволяет предполагать маскированную (скрытую, ларвинованную, соматизированную) депрессию.
При этом соматические симптомы выступают на первый план, перекрывая по степени выраженности аффективные депрессивные расстройства. В клинической картине доминируют вегетативные и соматические симптомы, что весьма затрудняет диагностику, тем более что характерная депрессивная симптоматика слабо выражена, стерта или вообще отсутствует.
Эти пациенты фиксированы на своих переживаниях и не рассказывают обычно о симптомах депрессии, которые у них есть, считая их второстепенными и несущественными. Более того нередко вопросы врача о его настроении, проблемах, образе жизни воспринимаются крайне негативно, вызывая агрессию и раздражение. Поэтому врачу не психиатру тяжело диагностировать такую депрессию, если только он не отодвинет в сторону, предъявляемые пациентом соматические жалобы и не попытается заглянуть внутрь проблемы, с которой пришел больной к нему, а также не посмотрит на нее с другой стороны.
В этом ему помогут навыки по анализу «языка тела» и невербальной коммуникации. Больные депрессией обычно небрежно одеты, наряд их имеет серые или темные тона, женщины не накрашены, без прически и украшений, у них наблюдается скудность мимики и движений, невыразительная и монотонная речь, односложные ответы и др.
Но если врач сможет снять маску скрытой соматическими симптомами депрессии, то он увидит сниженное настроение, пессимистическую оценку прошлого, настоящего и будущего, сниженное желание выполнять привычную работу, утрату или снижение интересов и способности испытывать удовольствие от деятельности или событий, обычно связанных с положительными эмоциями, уменьшение активности, повышение утомляемости и снижение энергии. И эта симптоматика при тщательном анализе возникла накануне тех проблем, с которыми больной пришел к врачу соматического профиля (не психиатру).
Ниже показаны «маски» депрессии, которые мешают вовремя установить правильный диагноз и помочь больному:
нарушение пищевого поведения (обычно, снижение или отсутствие аппетита и как следствие – похудение, реже – «заедание» тревоги и депрессии),
нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость, частые пробуждения, затруднения при засыпании, раннее пробуждение),
болевой синдром, всевозможные боли, которые не имеют под собой никакой основы, органической природы (головные боли диффузного характера, артралгии — боли в суставах, миалгии, фибромиалгии – боли в мышцах, боли в грудной клетке, в животе, в области сердца, невралгии тройничного, лицевого нервов, межреберная невралгия, пояснично-крестцовый радикулит и т.д.),
вегетативная дисфункция (локальная потливость, мраморность или похолодание конечностей, стойкий белый дермографизм, лабильность сердечного ритма со склонностью к тахикардии и болями в области сердца, лабильность АД), что может восприниматься как кардионевроз с непрерывным или рецидивирующим течением > 3 мес. или вегетососудистая дистония с неприятными ощущениями в области сердца, изменением силы и частоты сердечных сокращений, тахикардией, экстрасистолией,
нарушение памяти, снижение концентрации внимания и восприятия новой информации, при этом интеллект остается не сниженным, но пациенты ощущают несостоятельность в выполнении привычной профессиональной и бытовой работы, решении обычных вопросов (в моей практике были случаи, когда программист не мог выполнить элементарный набор текста, а домохозяйка не могла приготовить еду),
функциональные нарушения со стороны других внутренних органов (синдром раздраженной толстой кишки, синдром гипервентиляции и др., проявлениями которых являются: запоры, метеоризм, головокружения, жжение, ощущение мышечного напряжения, слабость в конечностях, кожный зуд, нейродермит, нарушение менструального цикла, эректильная дисфункция, снижение либидо),
астенические проявления (повышенная слабость, утомляемость),
«маски» в форме психопатологических расстройств (навязчивости, тревожные расстройства, панические атаки, фобические расстройства, ипохондрические фобии – кардио-, канцерофобия и др., истерические реакции – склонность к драматизации ситуации, стремление привлечь внимание к своим недомоганиям),
«маски» в форме патохарактериологических расстройств (антисоциальное поведение с конфликтностью, вспышками агрессии, конфронтацией, наркомания, токсикомания, склонность к азартным играм, злоупотребление алкоголем, аутоагрессивное поведение с тенденциями к самоповреждениям).
Такие больные, как правило, посещают бесконечное множество различных специалистов, предъявляя массу всевозможных жалоб, которые могут встречаться и при других соматических болезнях. Им проводят многочисленные исследования, которые не подтверждают ни соматические, ни неврологические органические заболевания.
Это больные, которые, несмотря на многомесячные обследования у различных специалистов, не имеют определенного диагноза. Нередко их лечат симптоматически, пытаясь купировать определенный симптом, но лечение оказывается безрезультативным, и пациенты продолжают обращаться к врачам, а депрессия усугубляется, становиться затяжной и тяжелее поддается лечению.
Больные выпадают из социума, приносят страдания близким, теряют профессию, знакомых, навыки. У них в силу тяжести депрессии могут возникать идеи самообвинения, и страдания становятся невыносимыми. Мы можем потерять такого больного, так как процент суицидов при депрессии очень высок.
Но, обладая информацией и соответствующими знаниями, можно вовремя диагностировать маскированную депрессию. И если она не является достаточно выраженной и имеет как причину психотравмирующую ситуацию, можно попробовать справиться с помощью психолога или психотерапевта, взять отпуск и попытаться отдохнуть там, где много солнца, релакса и разных приятностей, принимать седативные препараты растительного происхождения.
Это тоже не конец, если состояние депрессии не пройдет. Выход есть всегда! Приходите за помощью к врачам, которые являются специалистами по депрессии. И не страшно, что их называют психиатрами. Они знают, что сделать, чтобы депрессия не вернулась. опубликовано econet.ru
Автор: Светлана Нетрусова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий