Когда вы научитесь видеть манипуляцию за тем, что раньше казалось заботой и опекой – полдела будет сделано
Немногие из нас выросли в благополучных семьях, воспитанные зрелыми людьми, взрослыми не только по паспорту. Многие, многие из нас росли, сильно привязанные к родителям, и привязанность эта не cтановилась слабее с возрастом.
Выросшие дети сталкиваются с проблемами, например, никак не могут создать семью, или заработать достаточно, чтобы жить отдельно, а родители объясняют, насколько дети неправы, и почему. Вот только их советы либо невыполнимы, либо гарантированно приводят к неудаче, а взрослые сын или дочь по-прежнему остаются в роли детей-несмышлёнышей, злятся на родителей, пытаются разорвать удушающую связь, но не выходит.
Такие семейные отношения называются дуальюнион — мучительная связь между родственниками, основанная на жестокости, на взаимном причинении страдания и боли. Об этом термине пишут мало, неспециалисты узнают его обычно, пройдя модифицированный тест Сонди (метод портретных выборов).
Вот что стоит за термином:
К родителям у нас обычно больше всего претензий, как с самым близким людям. В норме претензии формулируются в конфликты, а конфликты как-то разрешаются, и выросшие родители и дети строят отношения взрослых людей. Но так бывает не всегда – уж очень важным и серьёзным может оказаться конфликт, и слишком идеализированным – образ родителя. Невозможно жить в состоянии неразрешённого конфликта вечно, и очень страшно бывает отстаивать свои границы, рискуя разрушить отношения, и тогда родитель начинает бессознательно переносить конфликт на своего ребёнка.
Злость и ненависть находят приемлемый и даже социально одобряемый выход: «строгое воспитание» своих детей. Детям можно давать вредные советы, запреты и установки, гарантированно приводящие к неудаче. Вы помните, например, как мама запрещала обзываться в ответ, когда обижают, потому что это плохо, а вы должны быть хорошим мальчиком (или хорошей девочкой), и не брать дурной пример? А ведь мама, запретив защищаться плохим способом, не предложила никакого другого, правда? Так вот, если бы не её скрытая агрессия к ребёнку, она бы не стала учить его, как быть жертвой и как страдать и терпеть.
Это случилось потому, что маме было плохо и страшно рядом со своими родителями, но она старалась не думать об этом, чтобы не было ещё хуже. Этот нерешенный конфликт со своими родителями мама отыгрывает в отношениях с собственным ребенком. Легче считать, что все так живут, так и должно быть, и ничего страшного не происходит. Даже если родителей уже нет на свете, и можно бросить привычную роль ребёнка, сделать это очень трудно, потому что скрытый конфликт надо сначала осознать. А это очень трудно, самостоятельно, пожалуй, почти невозможно. К кому прийти с жалобой на то, что ты, взрослый человек, злишься на своих родителей, может быть, даже боишься их, как ребёнок, и получить в ответ поддержку и понимание, а не насмешку? Разве что к психотерапевту – но, чтобы прийти к нему, нужно признать, что у тебя есть проблемы, серьёзно осложняющие жизнь.
Так круг и замыкается: мама, бессознательно соревнуясь с своим ребёнком, старается ему вредить – так же, как маленькая провокаторша лет шести, подговаривающая приятеля по играм сделать что-то, после чего его накажут. Но понять, что прячется за таким поведением родителей, не может ни ребёнок, ни подросток: дети не относятся к родителям критически, подростку, выросшему в таких отношениях с самого детства, не хватает знаний, да и не может он пока жить без родителей. Полная зависимость от недобрых людей, которым надо подчиняться, и всё время получать щелчки по самолюбию из-за следующих друг за другом, как заговорённых, неудач, обвинения в никчемности и незадачливости, ведёт к неврозу, который ещё больше мешает вырваться из деструктивных отношений. Невротические личности, следуя вредным установкам родителей, раз за разом бессознательно воссоздают ситуации неудач в разных сферах жизни.
Лучше и быстрее всего это можно сделать на психотерапии, а выросшие в таких отношениях люди обычно уже потеряли много, очень много времени. Того самого времени, когда не были собой, проживали чужую жизнь в угоду чужим представлениям.
Психотерапевт поможет вам увидеть, что установки, которыми вы руководствовались и никогда не подвергали сомнению – неправильные, и вы сами, пусть и с его поддержкой, начнёте различать логические ошибки, которые раньше считали аксиомами, и будете критически относиться к непрошеным добрым советам. Например, вы сумеете увидеть и признать, что не так уж редко люди, демонстрирующие «честность и уважение» по отношению к другим людям, критикующие их, вовсе не так честны и открыты, как хотят казаться, чаще просто жестоки.
Когда вы научитесь видеть манипуляцию за тем, что раньше казалось заботой и опекой – полдела будет сделано. Защищаться от явной агрессии, отстраивая, наконец, давно разрушенные границы, намного легче.
А когда вы этому научитесь, вашим близким тоже станет легче, отношения начнут меняться, и преподносить приятные сюрпризы. Можно, хотя и труднее, помочь не только выросшему ребёнку вырваться из-под ига дуальюниона, но и родителям – для этого психотерапию придётся пройти всем участникам. Обычно у клиента, понимающего, что ему нужна помощь психотерапевта, самостоятельно решившего поделиться своей болью, терапия идёт быстрее, чем у его окружения.
Результат того стоит: вы будете свободны от негативных жизненных сценариев и сможете строить свою жизнь так, как сами захотите, не чувствуя себя героем сказки, в которой падчерица пытается расстроить козни решившей её погубить мачехи. Помните сказку » Василиса и веретено» — про Василису и злой череп? Череп, то есть вредные установки разрушительной матери можно сжечь. Делают это с помощью разных методов: арт-терапией, психодрамой, транзактным анализом. опубликовано econet.ru
Авторы: Анна Чалая, Мария Максакова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий