Подпишись

Друг, которого НЕТ: Синдром Карлсона у детей

Реакция родителей на воображаемых друзей может быть самой разнообразной: одни требуют прекратить эти выдумки и ругают за одно только упоминание о «друге понарошку», другие ведут ребенка к психологу, а то и психиатру. Почему у ребенка появляются фантазии о воображаемых друзьях, нормально ли это? И что с этим делать?

Друг, которого НЕТ: Синдром Карлсона у детей

Фантазия малыша не имеет границ: все конфеты из вазочки перетаскал не он, а кошка, и в детском садике он прыгнул выше всех... выше крыши! И все это умиляет родителей. Однако когда заговорщицким тоном сообщает: «А мы тут с гномом Васей чай пьем», в то время как в комнате — никого, нам уже не до шуток. Почему у ребенка заводятся воображаемые друзья, нормально ли это? И что с этим делать?

Реакция родителей на подобные детские фантазии может быть самой разнообразной: одни требуют прекратить эти выдумки и ругают за одно только упоминание о «друге понарошку», другие ведут ребенка к психологу, а то и психиатру. Между тем, большинство специалистов утверждает - появление воображаемого друга в возрасте 3-6, (а то и 7-ми) лет — абсолютно нормальное явление.

Исследования, проведенные американскими психологами, показали, что личный Карлсон имеется у 65% детей этой возрастной категории.

Чаше всего воображаемый приятель — человек, реже — «ожившая» игрушка или какое-то животное. Стоит отметить, что речь идет о детях с высоким интеллектом и развитыми творческими способностями. Еще бы - нафантазировать такое! В воображаемом мире малыша возможно все -  Чеширский Кот исчезает, оставляя одну лишь улыбку, обыкновенная варежка становится преданным щенком... почему же Карлсону и ему подобным здесь не место? К тому же зачастую сам ребенок не видит в своих фантазиях ничего крамольного и охотно делится ими с родителями. Но часто, примерно в четверти случаев ,папа и мама не имеют ни малейшего представления о «тайне» чада. И именно в этой ситуации стоит задуматься — почему? А также постараться познакомиться с воображаемым другом поближе - он может послужить хорошим диагностическим материалом для родителей, поведав о том, что волнует малыша, чего ему не хватает в отношениях.

Ведь, как ни крути, Карлсон всегда прилетает по адресу.

ВЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ: Для появления воображаемого друга у ребенка всегда есть причина. Хотя иногда все дело в чрезмерно развитом воображении ребенка — тогда, заскучав или оставшись в одиночестве, малыш начинает развлекать себя таким образом. Но, как правило, это связано с наличием определенных психологических проблем.

НЕХВАТКА ОБЩЕНИЯ: Часто Карлсон появляется в тяжелый для ребенка момент — например, не ладятся отношения со сверстниками (по причине застенчивости, борьбы за лидерство) или ослабел контакт с родителями (если они слишком погружены в свои заботы, или в семье появился еще один ребенок). Воображаемый друг в этой ситуации, во-первых, даст возможность общаться в режиме, комфортном для малыша (хоть целый день!), во-вторых, помогает справиться со стрессом.

ДАВЛЕНИЕ ИЛИ ГИПЕРОПЕКА: Бывает, родители злоупотребляют запретами или держат ребенка под колпаком — и в том, и в другом случае места для выражения собственного Я просто не остается. То ли дело в придуманном мире: там можно все  - гулять по крышам, есть варенье на обед, можно даже стать «родителем» (ограничивая и поучая воображаемых друзей). Такая территория свободы дает ребенку иллюзию самостоятельности, собственной значимости.

ЧУВСТВО ВИНЫ: Ребенок чувствует себя виноватым гораздо чаще, чем может показаться — например, в  случае, если родители разводятся («Это все из-за меня — я плохо себя вел»). Ослабить эти мучительные переживания помогает уход в придуманный мир. Воображаемому другу можно пожаловаться на несправедливости мира и таким образом снять напряжение, а можно и... наказать! Или свалить собственную вину на него: «Это не я, это все он! Я хороший!».

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ: Ранимый малыш особенно остро чувствует все углы реальности — ему тяжело ужиться в коллективе, кажется, что все его обижают... Но тут на помощь приходит друг-защитник (Супермен иди Человек-Паук) — и мир волшебным образом меняется. Пусть только в фантазиях — уже легче. Играя с придуманным другом, ребенок становится уверенней в себе.

НЕХВАТКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ:  А бывает, малышу просто... скучно! Изо дня в день — одно и то же: детсадовские будни или npoгулки с няней на детской площадке, где знакомы все трещинки. А так хочется летать как Питер Пен, отправиться в далекое путешествие, как Синбад-мореход! Чем ждать, когда это случится в действительности, не лучше ли сочинить сюжет самому и тут же отправиться в путь — с лучшим другом?

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Вне зависимости от причин, вызвавших появление воображаемого спутника, это существо всегда помогает малышу, поддерживает его во всем, является своего рода вторым Я — отражением формирующейся личности ребенка. Поэтому знакомство с ним может оказаться очень полезным! Возможно, стоит даже подыграть малышу — показать, что его товарищ вам очень симпатичен, поинтересоваться его настроением, расспросить о приключениях.

Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!

Друг, которого НЕТ: Синдром Карлсона у детей

Однако важно не перегибать палку, не манипулировать ребенком, используя его друга «Смотри, гномик-то давно покушал, а ты что сидишь над тарелкой?»). Это некрасиво — все-таки это его волшебный мир, а вы туда вот так по-хозяйски, со своими воспитательными целями... Впрочем, бросаться в другую крайность и по-детски воспринимать Карлсона как вполне реальную личность, тоже не надо — ребенок рассчитывает опереться на ваш здравый смысл в случае чего...

ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ?

Запрещать общение с придуманным товарищем и ругать за это.

Малыш все равно не откажется от своей «сказки», только будет делать это тайком от вас. Что лучше?

Высмеивать ребенка за фантазии. Это чревато потерей доверия к вам и даже приобретением стойких поведенческих комплексов.

Убеждать, что Карлсона не существует. Пройдет совсем немного времени — и он самоликвидируется (как правило, к 7-9 годам). Так зачем сейчас воевать с ним, рискуя вызвать агрессию малыша — для него же этот персонаж вполне живой? Как Дед Мороз, например. Ведь детскую веру в доброго дедушку мы всячески поддерживаем.

НЕОБХОДИМО:

Порадоваться за маленького фантазера, который старается справиться с эмоциональными проблемами своими силами.

Постараться уделять чаду больше внимания и времени - это никогда не будет лишним.

Попробовать заменить выдуманного друга реальным — например, наконец-то купить собаку, о которой ребенок давно мечтает.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР...

Однако порой существование воображаемого друга может указывать на серьезные психологические проблемы ребенка, которые можно решить, только прибегнув к помощи специалиста. Об этом стоит задуматься, если:

-ребенок не отделяет игры от реальности, плохо идет на контакт;

-становится излишне зависим от воображаемого друга, ничем больше не интересуется;

-его фантазии изобилуют мрачными и жестокими историями.

Специалист поможет разобраться в причинах мрачных красок возможно, они в какой-то  психической травме или же в особенностях семейной обстановки! Таким образом малыш может выплескивать свои переживания, вызванные разводом родителей или частыми конфликтами между ними. Вообще, обращаясь к психотерапевту по поводу детских проблем, надо быть готовым к тому, что терапия понадобится и взрослым — поскольку их источником чаше всего являются «общесемейные», затрагивающие всех проблемы.

МАЛЫШ, ВЕДЬ Я ЖЕ ЛУЧШЕ!

Интересно, что выдуманные товарищи у детей существовали всегда, но олицетворением их стал именно «лучший в мире друг» Карлсон из знаменитой книги Астрид Линдгрен.

В чем его феномен? Он практически идеален!

Во-первых, легко и без зазрения совести нарушает решительно все нормы (кто об этом порой не мечтает?). Во-вторых, умеет летать — это тайное и неосуществимое желание человека (с возрастом притупляющееся). В-третьих, он абсолютно свободен - живет на крыше, никому не подчиняется. Захотел — улетел, захотел — вернулся. Даже возраста у него нет: попробуй пойми, что означает «мужчина в самом расцвете сил»? Можно предположить, что Карлсон бессмертен (это тоже важно — человека всегда беспокоил тайный страх смерти). В общем, это некий идеал (причем не только для ребенка) — недостижимый, и оттого еще более манящий. Любопытно, что книга про Малыша и Карлсона — самая популярная часть наследия Астрид Линдгрен на постсоветском пространстве, в то время как Европа предпочитает Пеппи ДлинныйЧулок. Возможно, причина в том, что мы находим массу созвучий этой сказки с нашей реальностью. опубликовано econet

Автор Виктория Шапаренко

Подписывайтесь! Мы в Одноклассниках!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.by/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 2)
    • 0 / 0

      А врачи и психологи - лишь ставят клише, что не под ходит под рамки дозволенного и установленного, как у немцев - параметры не подходят по арийскую расу, значит брак и жить не имеет права! Люди очнитесь от этого бреда!

      Ответить
    • 0 / 0

      Ребенок не убит программами и стереотипами этого мира - он чист, как лист! Все он видит по другому, в ясном светлом дне! Вспомните себя, эта информация открыта для вас, для вас лишь скрыта информация об ваших прошлых жизнях и вашем опыте.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное