Экология жизни. Лайфхак: Выбор между шипованными и фрикционными (в народе – «липучка») шинами превратился в извечную заботу тысяч автовладельцев. У каждого типа есть свои плюсы и минусы. О них и поговорим.
Выбор между шипованными и фрикционными (в народе – «липучка») шинами превратился в извечную заботу тысяч автовладельцев. У каждого типа есть свои плюсы и минусы. О них и поговорим.
Почему шины скользят по снежному накату и льду? Дело не только в гладкой поверхности – вспомним, что по полированной плитке даже летние шины могут передвигаться весьма уверенно. А если полить ее водой?… Так и на льду (кстати, так называемый фирновый лед обеспечивает вполне себе неплохое сцепление).
Дело в том, что в процессе трения между шиной и поверхностью создается скользкий микрослой воды, который действует как смазка.
Как производители шин препятствуют скольжению на дороге:
Ускоряют отвод воды из пятна контакта путем добавления множеcтва каналов и канавок особой формы.
Используют резину, способную впитывать воду как губка и тут же отбрасывать ее – такую смесь в некоторых моделях применяют Bridgestone и Yokohama.
Добавляют в резиновую смесь абразивные элементы, например, микрочастицы скорлупы грецкого ореха (Toyo) или стеклоподобное вещество (Bridgestone).
Увеличивают количество сцепных кромок, добавляя в блоки протектора больше ламелей (узких канавок).
Делают резиновую смесь максимально мягкой и эластичной.
Оснащают шины шипами, которые вгрызаются в лед и накат, усиливая сцепление.
У шипованных и фрикционных шин много общих элементов – в рисунке протектора и составе резины, но есть и свой баланс. Например, резина у шипованных моделей несколько плотнее для уверенной посадки шипа.
Выбирая резину — учитывайте дорожные условия
Чистый асфальт. Мокрый или сухой, часто поливается реагентами. Обычно встречается в больших городах, где улицы регулярно чистятся.
Шипы здесь явно лишние – на твердом покрытии они могут даже увеличить тормозной путь, действуя как «коньки».
При этом дорога существенно страдает, все замечают, какие глубокие колеи появляются на асфальте к весне.
Если выпадает глубокий рыхлый снег, то шипы в этих условиях работают мало, основная нагрузка приходится на сцепные кромки блоков протектора и ламелей – а с этим и у нешипованных моделей все в порядке.
Снежный накат и лед. Преобладает во многих городах за Уралом, где предпочитают не чистить дороги до асфальта, а посыпать их песком или каменной крошкой. В Скандинавии, кстати, схожий подход.
Такое же покрытие на многих загородных дорогах. При прочих равных условиях шипованные шины здесь вне конкуренции по надежности сцепления. Но есть нюанс.
При температурах за –30 градусов лед становится очень прочным, и шипы не всегда могут его проколоть. Здесь нешипованные шины с их мягкой резиной готовы посоперничать.
Конечно, в рафинированном виде тот или иной тип покрытия почти не встречается. Поэтому, смотрите, в каких условиях вы передвигаетесь чаще.опубликовано econet.ru
Автор: Леонид Пащенко
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий