Экология жизни. Дети: Когда мы готовим ребёнка к профессиональным и жизненным успехам, не стоит забывать о реальном мире, полном трудностей и противоречий.
При общении с родителями я всё больше вижу, насколько мы похожи в своих суждениях. Все задаются вопросом «чему научить ребёнка?».
Уже мало кто уповает на школу, ВУЗ, дополнительное образование, развивающие кружки. Современные люди осознают, что будущее далеко не за узкими специалистами. Чтобы достичь в жизни хоть небольшого успеха, человек должен быть разносторонним. Но обучаясь по образовательным программам, погружённым в стереотипные оковы, получаем то, о чём говорил писатель-философ Альбер Камю:
Чтобы ребёнок не был как все, родители стремятся отдать его на дополнительные кружки — кройки и шитья, например. Как вам? Шахматы — тоже интересно. Танцы — здорово. Музыка — великолепно! Для души и развития талантов просто незаменимые вещи. Английский, плавание, фигурное катание, скрипка, рисование, лепка, театр, фехтование, модельные школы, школы колдовства. Разбегаются глаза. Для чего? Чтобы ребёнку не было скучно, чтобы он рос разносторонним и искал себя.
Творчество — это замечательно, но для развития самостоятельной личности этого далеко недостаточно.
Как прекрасно мы научились делать своих детей индивидуальными... среди тысячи таких же индивидуальных.
Таблицу умножения выучил, химические соединения веществ освоил, таланты натренировал. Как теперь научиться вести себя в разных жизненных ситуациях? На каком из кружков детям объяснили жизненно необходимые вещи: как не дать себя в обиду, как распоряжаться деньгами, как устранить поломку предметов, как не опускать руки в сложных ситуациях?
Там, где ребёнок привыкает к чему-то условно правильному, оказывается, что вовсе не это правильно, а есть ещё тысяча правильного, которое имеет место быть. Кто вообще придумал эти штампы о правильности и неправильности?
В итоге получаем отличных спортсменов, прекрасных балерин, настоящих звёзд эстрады и медалистов, которые не могут справиться с реальными жизненными проблемами, потому что они находятся за гранью того, чему их обучили в рамках узкой направленности.
Порой мы забываем объяснять детям банальные вещи, а потом искренне удивляемся, почему они о них не знают.
Моя знакомая, которая сейчас работает маркетологом, рассказала такую историю:
«Тщетные поиски работы вымотали до предела. В стране кризис, людей сокращают, устроиться куда-то весьма непросто. Везде раз за разом слышу отказ. Кому нужен специалист без большого опыта? На последнем собеседовании меня просто завалили практическими заданиями, с которыми я никогда не сталкивалась. И, конечно, я села в лужу. Руки опускаются, всё плохо, жизнь несправедлива.
В расстроенных чувствах поделилась своими переживаниями с самым близким человеком — папой. На что он ответил: «Чего ты переживаешь? Используй свои неудачи. Теперь ты знаешь все формы отказов, знаешь тысячи вопросов, которые могут тебе задать на следующем собеседовании, ты набираешься практического опыта в переговорах с директорами». Сквозь пелену слёз и негодования передо мной проступила абсолютно новая истина.
А ведь и правда. Так оно и есть. Раньше любая неудача для меня была катастрофой. Я не умела видеть в этом положительное для себя.
Я окончила музыкальную школу, 9 лет занималась танцами, пела и колесила по миру с гастролями. У меня диплом о высшем образовании, куча пройденных мастер-классов по саморазвитию, опыт в работе с людьми и проведении массовых мероприятий. Но никто не объяснил самого важного — того, что зачастую играет главную роль в достижении успеха. Никто с детства не научил меня не бояться трудностей. А это очень важно на самых разных жизненных этапах».
Мы так погрузились в мираж идеальной жизни, где все дети намного умнее и больше преуспели в развитии умственных способностей, нежели их родители, что забываем о том, как всё происходит на самом деле. Жизнь никогда не идёт по сценарию сказок и романов. Нам всегда придётся сталкиваться с трудностями и препятствиями. Важно дать ребёнку реальные знания для реальной жизни.
Жизнь гораздо сложнее, чем наши идеальные представления о ней.
Мы забываем знакомить детей с этой реальной жизнью, а потом негодуем и впадаем в отчаяние, когда жизнь ведёт себя вовсе не идеально по отношению к нашему чаду. От этого страдаем сами, страдают дети.
Ещё один пример из жизни по рассказам миссис N (дабы не задеть ничьё самолюбие):
«Есть в моей семье племянница (6 лет). Бабушка с дедушкой залюбливают её до предела! То и дело повторяют на каждую её выходку "Милая, запомни, — ты всегда всё делаешь правильно". Речь вовсе не об избалованности, хотя она тоже присутствует. Чем старше становится маленькая принцесса, тем тяжелее ей воспринимать жестокость окружающего мира. Она привыкла к эталонному отношению горячо любимых стариков, и когда в постороннем обществе видит негодование к своей персоне, это приводит к нервному срыву. Что дальше?
На вопрос "почему вы не приучаете внучку к реальной жизни?" дедушка и бабушка, насупив носы, отмахиваются и говорят, что пока дети маленькие, их нужно баловать».
Сейчас относительно спокойное время: дети растут в безопасной среде, как тепличные растения, оберегаемые от всего зловредного. Страшно становится тогда, когда ребёнок выходит из своей «теплицы», и оказывается, что за него уже никто не принимает решения, что жизнь сложна и временами не так приветлива, как он привык считать.
Это Вам будет интересно:
Тревога и гнев матери ВСЕГДА отнимают силы у ребенка!
Как убедить ребенка слушаться без слез и капризов: 7 мягких техник
Начните учить детей тому, что познали сами в течение своей жизни. Учите бороться с трудностями, учите самостоятельности и смелости. Учите тому, что любая ситуация имеет решение, и не одно! Не ждите, пока ребёнок наступит на грабли. Приступайте к действиям прямо сейчас.
Гораздо труднее перевернуть мировоззрение взрослого человека: для него это стресс, он так не привык, он этого не знал. Так почему бы не воспитать это с детства, когда ещё есть шанс обучить детей тому, за что они будут благодарны уже сейчас, а не спустя 20 лет?опубликовано econet.ru
Автор: Евгений Новосёлов
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
> "Милая, запомни, — ты всегда всё делаешь правильно". Речь вовсе не об избалованности, хотя она тоже присутствует.
Ответить> Чем старше становится маленькая принцесса, тем тяжелее ей воспринимать жестокость окружающего мира.
Еще тяжелее воспринимать жестокость окружающего мира, когда человек живет в мире насилия - любого: вербального, физического, сексуального.
И кончается тем, что ребенок вырастает без самоуважения и чувства собственного достоинства, с ненавистью и к окружающему миру, и к себе.
А когда вырастет - боится людей (первый вопрос, который решала при переходе на новую работу даже и в 26 лет - "а не будут ли меня там бить?". Хотя били до 16. И до этого - было откровением в середине второго курса института, когда неожиданно заметила, что сверстники могут относиться ко мне по-человечески. Не как к машине по деланию за них домашних заданий, и не как к кукле для битья).
Такой ребенок будет еще до 50 лет, а, может, и дальше, бороться с комплексом неполноценности и суицидальными мыслями (я плохая, хуже всех, хорошо бы поскорее сдохнуть, освободить место для более достойных, и сама отмучаюсь, и перестану мучить других; только вот суицид запрещен церковью, поэтому мечтаешь о смерти, как о покупке нового дома, на который нет средств).
Поэтому - любите ребенка! Залюбливайте! Ваш ребенок - хороший, что бы он не сделал! Плохими могут быть только конкретные поступки, но не сам ребенок!
И создайте, наконец, ребенку безопасные (тепличные) условия! Чего бы ето не стоило! Защитите ребенка хотя бы от кошмара школы - опыт школьной "социализации" в нормальной жизни точно не пригодится. Только в тюрьме.
Не можете? Повремените с рождением ребенка, пока не будете готовы сами. В том числе, и материально.
Поймите же, школьное детство - самое жестокое и страшное время в жизни (если в дальнейшем человеку не пришлось попасть в тюрьму, армию, или дом престарелых). Ребенок не может даже попросить о помощи - он же "маленький", "несмышлеыш" - и слушать его никто не будет. В лучшем случае отмахнутся "ты все выдумываешь", в худшем - перейдут к угрозам, как директор школы: "если будешь жаловаться - я позвоню директору Дворца Пионеров и Дворец Пионеров (кружок радиоэлектроники) будет закрыт для тебя". Талантливый педагог - одной фразой объяснила и чем кончаются жалобы (если бьют - терпи), и что такое права ребенка, и что такое телефонное право. И так, чтобы с одного раза запомнила на всю жизнь.
И нормальный, взрослый, мир - намного менее агрессивен и жесток, чем мир детства. Намного более доброжелателен и человечен. Потому что там не бьют и не издеваются, потому что в нем не нужно прятаться, потому что в нем ты можешь сама строить свою жизнь.
Вот и готовьте ребенка к жизни в нормальном мире. А не в аду.
Суворовское "тяжело в учении - легко в бою" - тут не работает. Потому что боя со взрослым миром никакого нет. И подготовка в детстве к "жестокости окружающего мира" - оборачивается простой дедовщиной. А после детства - PTSD.
Добавить комментарий