Экология жизни. Дети: Настроенные воспитывать своих детей только хорошо, родители вдруг обнаруживают, что их педагогическая система дает сбой...
Какая мать, какой отец не хотят, чтобы их дети были счастливы в жизни, осуществили бы свои мечты, пользовались бы уважением и любовью окружающих! И каждый из них, опираясь на свое разумение, на свой жизненный опыт, а также на знания, вынесенные из прочитанных книг, просмотренных фильмов, телепередач, старается не повторить чужих ошибок и как можно лучше воспитывать собственных детей.
Настроенные воспитывать своих детей только хорошо, родители вдруг обнаруживают, что их педагогическая система дает сбой: ребенок растет эгоистом, учение не вызывает у него никакого интереса, его постоянно тянет к пустому времяпрепровождению, у него трудно складываются отношения с товарищами. Родители начинают тревожиться, выяснять, почему это происходит. И часто, не умея выявить настоящие причины, видят корни беспокоящих их недостатков в дурной наследственности, в плохом учителе, в недостойных товарищах и т.д.
А в действительности все оказывается, как правило, намного сложнее. Каждый ребенок уникален, и общепринятые правила, рецепты воспитания на него влияют тоже своеобразно.
Поэтому перед воспитателями стоят три взаимосвязанных задачи:
Психологическая наука может много подсказать вдумчивым родителям. За примером обратимся к классику.
"Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то,
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный."
Эти шутливые стихи А.С.Пушкин записал в альбом семилетнего мальчика, князя Павлуши Вяземского.
Портрет князя П.П.Вяземского в детстве. "Али Паша", Н.Жерен.
Если перевести их на язык педагогики, то можно сформулировать несколько постулатов эффективного воспитания личности.
«Держись моих правил»: воспитатель должен воспитывать своим личным примером, демонстрируя свои принципы, убеждения – без них к ребенку лучше не подходить. И это должны быть именно свои правила, своей жизнью выработанные, чужие правила детям внушать невозможно. Сколько неудач в воспитании оттого, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся.
«Люби то-то, то-то…»: любить, значит трудиться душой. Воспитание – это не запреты, воспитывать – значит пробуждать способность любить. Сколько свободы для самостоятельного выбора в этом «то-то, то-то», сколько уважения к праву ребенка на свой собственный выбор! Сравним наши традиционные «дружи с этим мальчиком», «сделай такую прическу», «займись игрой на скрипке»…
«Не делай того-то…»: у каждого взрослого человека есть свой собственный «кодекс чести», границы допустимого, которые можно сдвигать или раздвигать в зависимости от обстоятельств. Но существует некий «уровень плинтуса», ниже которого ни при каких обстоятельствах опускаться нельзя – иначе потеряешь сам себя. Думается, что к семи годам маленький человек вполне в состоянии понять этот постулат и начать работу над составлением собственного списка нравственных табу.
«Кажись, это ясно…»: пусть ребенок сейчас не совсем понял взрослого – не страшно! Вера в понятливость воспитанника делает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их таковыми считают.
«Душа моя…», «мой прекрасный»: кто умеет от всего сердца так сказать маленькому человеку, тот счастлив в детях и у него счастливые дети.
Личность формируется личностью.опубликовано econet.ru
Автор: Людмила Андриевская
Также интересно: Советы мамам будущих первоклассников
Как устанавливать границы без вреда для отношений с детьми
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.by/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий