Подпишись

Про выученную беспомощность: Я даже понятия не имею, что могу

Мне не приходит в голову, что я могу позвонить и настоять, чтобы договоренности соблюдались. Что у меня есть какие-то рычаги давления. Где -то внутри я предполагаю, что у меня есть права, но я владею ” глубинным знанием”, что мои права ничего не значат.

Про выученную беспомощность: Я даже понятия не имею, что могу

От невозможности потребовать прислать сантехника от жека до убеждения, что мой голос на выборах ничего не значит, поэтому нет смысла куда-то ходить, что-то требовать, где-то голосовать – все равно ничего не изменишь. Так звучит «выученная беспомощность».

Выученная беспомощность

Моя подруга водит детей в частную школу. С какого-то момента преподаватель истории просто забил на свои уроки. Вместо объяснения предмета он сидел, уткнувшись в ноутбук, а детям задавал читать учебник. И так день за днем. Причем раньше – это был увлеченный , интересный учитель. Сын подруги любит историю и он поделился с мамой своими горестями по поводу происходящего.

Когда она подняла этот вопрос в родительском чате, все зашикали: « А что мы можем? Они что поменяют преподавателя? Где они возьмут другого учителя? На резонный ответ – “Это их проблемы. Частная гимназия. Пусть принимают меры” – последовал всеобщий ответ – « Не жалуйтесь, будет хуже!»

Так звучит « выученная беспомощность». 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Подруга пришла на прием к директору гимназии и донесла суть вещей. Директор сильно удивилась, поскольку «никто не жаловался»! Но с этого момента во всех кабинетах стоят камеры. А учитель истории вдруг вернулся к своим прямым обязанностям и стал объяснять детям предмет.

Кстати, никаких репрессий к сыну подруги (как пророчили в том же родительском чате люди, выкладывающие  ежемесячно кругленькую сумму за обучение своих детей) не последовало.

Когда сын другой моей подруги перешел в 9 класс, и выяснилось, что все сильные предметники из школы ушли, и всему классу, если есть желание сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗы на бюджет, придется плотно сидеть на репетиторах  - родительский комитет собрался и настоял, чтобы школа привлекла преподавателей. Этот вопрос был решен не за счет родительских средств, а за счет школы. Был поменян практически весь пед состав.

Мы можем. Все вместе и каждый в отдельности. Можем.

Но выученная беспомощность, как липкий плющ оплетает волю изнутри. Она опутывает по рукам и ногам… Ладно бы она была только выращенная опытом нашей собственной жизни – детским садом, родителями, школой, коррупционной системой, с которой мы встречались лично, но она же произрастает из душ наших родителей и прародителей – истерзанных, раскулаченных, у которых все отобрали и ничего не дали взамен.

Нашей выученной беспомощности очень много лет.

Мы как те жучки, выращенные  в маленьком  аквариуме, и помещенные  в куб большего размера, продолжаем двигаться в пределах меньшего куба. Нам и в голову не приходит, что стеклянных стенок больше нет.  Поскольку наши родители и прародители больно ударялись лбом, пытаясь их пробить. И нам завещали: Не пытайся! Это бессмысленно. Я пробовал. Ничего не получится.”  

Так звучит “выученная беспомощность”.

Когда я сто лет назад с подругами организовала «Вторую маму» – благотворительную организацию,  занявшуюся судьбами брошенных детей, лежащих в больницах Краснодара, у меня не было опыта, что кто-то до нас не смог. Только потом, сидя в кабинетах департамента образования, будучи глубоко беременной, мне пришлось отвечать на глупые вопросы – «А вы правда, считаете, что можете этим детям дать больше, чем может дать главврач больницы?» На мой резонный вопрос: “Почему же он до сих пор не дал –  и эти дети лежат в разваливающихся палатах по полгода, без света и ни разу не выходят за свою короткую жизнь на улицу?”,- мне ничего не ответили. Мы завезли новую мебель, построили детскую площадку возле палаты с детьми, организовали штат нянь – с детьми стали гулять. И да, их разобрали в семьи. Потом уже были « Школы приемных родителей», первую из которых создали мы. И Департамент семейной политики, и телевизионные программы, где рассказывали  о детях, ждущих родителей, и расформированные детские дома.

Никто нам не сказал вначале, что какие-то девчонки не смогут прогнуть систему.

И мы смогли.

Про выученную беспомощность: Я даже понятия не имею, что могу

Но выученная беспомощность она сильнее. Она как ядовитый опыт поколений, нашептывающий тебе изнутри: “Не суйся, себе дороже, все равно ничего не изменишь, только опозоришься или будет еще хуже”.

Эта мерзкая беспомощность проявляется везде.

Недавно я пыталась забрать документы из московской онлайн-гимназии, в которой училась моя дочь. Я писала письма на электронку кураторам, просила, объясняя, что нам бы надо получить документы до начала учебного года, чтобы дочь попала на первое сентября в новую школу. Меня просто игнорировали, и  я думала : ”Ну что я могу, я их понимаю – у них школа, новый учебный год, на онлайн перешло много детей, они там зашиваются, как станут по -свободнее, вышлют…” Но пришло и первое сентября и третье – а мне даже скан табеля не могут выслать, то без печати, то вообще игнор. Пока одна из моих замечательных подруг мне не напомнила, что вообще-то у меня есть полное право получить эти документы немедленно,  и школа нарушает права ребенка на образование. Я выслала куратору класса сообщение, что направлю жалобу в Департамент образования Москвы, если вы не вышлите хотя бы скан табеля с печатью до пяти часов сегодняшнего вечера. Скан был через 10 минут. Оригиналы документов пришли сегодня.

Я смога. Найти новую школу для своей дочери среди переполненных школ Краснодара. И настоять на том, чтобы старая выслала документы.

Одна моя клиентка, живущая в Великобритании, сходила в салон, чтобы ей покрасили волосы. В результате цвет был очень далек от желаемого. Сама мастер это признала. Но что ж всякое бывает.

“А что я могу прийти и потребовать, чтобы они переделали?” – недоумевает она на сессии.

Да, можешь. 

Она собралась с духом и пошла. Переделали. Нынешнем цветом она более чем довольна. Никто не заикнулся, что она должна какие-то деньги за перекраску.

Она смогла.

Но выученная беспомощность у нас в крови.

Нам сложно поверить, что мы что-то можем. 

От вернуть просроченные продукты в магазин или купить их по цене, указанной на ценнике, а не выбитой в чеке, до защитить права ребенка в школе или детском саду.

Выученная беспомощность звучит как слова умудренных опытом, знающих взрослых людей. Это и понятно, люди говорящие: “Не ходи, не суйся, не требуй, будет только хуже, все давно решено, все везде проплаченно ” – ориентируются на свой опыт. Опыт своих родителей и прародителей, которые знают, что биться  головой о стеклянные стенки больно, обидно и  стыдно, а еще можно и пораниться, и правда бывало хуже.

И мы перестаем пробовать. Изначально отказываемся пробовать. Веря на слово «знающим людям» и голосу своей выученной беспомощности.опубликовано econet.ru

Автор Ирина Дыбова

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.by/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Реальность — это разница между тем, что доставляет нам удовольствие, и тем, чем мы вынуждены довольствоваться. Габриель Лауб
    Что-то интересное