Подпишись

Как работает травматерапия Эрика Берна

В травматерапии особое место отводится воспоминаниям. Их использует и техника Эрика Берна. Работа начинается вот с чего. В человеке есть три сущности: ребенок, взрослый и родитель. Ребенок отвечает за желания (хочу), родитель за нормы (надо) и взрослый - делатель.

Как работает травматерапия Эрика Берна

Психотравмы не удалось избежать еще ни одному человеку. Подобных клиентских запросов у психологов - большинство. Поэтому, данная статья предназначена для специалистов, работающих с психотравмами, используя приемы и техники травмотерапии. 

Травматерапия: 2 этапа

1. Стабилизация (накачка ресурсов)

2. Воспоминания:

  • во время психотерапии психолог все время бегает (ведет клиента), где тяжело: ведет клиента, ставя его в позицию наблюдателя, а затем в ресурсы. И так несколько раз. Техника "2 стула": легко-тяжело, где легко это ресурс, а тяжело это травма;
  • если клиент спрашивает (задает вопросы при этих возвратах, то надо возвращать ему вопрос: а как это тебе?
  • гештальт надо использовать как ресурс (человек  - сам ресурс, если нет ресурса вовне. Если клиент уже прожил какое-то время с травмой  - то есть ресурс.

Если мы живы, то у нас есть все, чтобы справиться, но мы не видим этого.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Техника Берна

Мы говорим клиенту:

- есть в вас 3 сущности: ребенок, взрослый и родитель. Ребенок отвечает за желания (хочу), родитель за нормы (надо) и взрослый - делатель

- проставь стулья как хочешь (можно с карточками делать), можно и в группе и индивидуально

- сядь на каждый из 3 стульев: ребенок-взрослый-родитель...что чувствуешь там? какие  чувства к другим из этой части (родитель, к примеру  к ребенку и взрослому) - какое ощущение в теле? какое отношение к другому стулу (мысли)?

Как работает травматерапия Эрика Берна

- пересядь на другой стул, какие ощущения здесь в тебе? -отсюда к другим? - какой образ возникает?

- сядь на 3 стул: как тебе там? (клиенту нужно ориентироваться  на свои восприятия в себе и не смотреть на другие стулья), куда ты смотришь? какая твоя часть смотрит в будущее?

- переставить стулья: так лучше? как чувствуешь? (чувствует и психолог и клиент)

- скажи своему Ребенку (часть-роль в клиенте): мне очень жаль, что так получилось. Прости - так получилось  (если, к примеру, клиент смотрел на Ребенка)

- попробуй сказать ему: теперь я вижу тебя...(и пересадить клиента на другой стул). Так лучше? (переставляем стулья)

- двигай энергию по телу где не хватает ( в ребенке...родителе...или взрослом, в любой из частей-ролей) - направь энергию туда.

- пересядь во взрослое (ребенок во взрослое): как ты относишься к родителям? (здесь можно работать  или с прошлым или с гештальтом

- переставляем стул далеко - так легче? - как это влияет на твою жизнь? ты понимаешь? - (работаем с гештальтом)

- итак, твой взрослый готов меняться, а ребенок? Пусть ребенок посмотрит туда (на родителя - переставить стул ближе к клиенту). Как тебе там? сядь как хочешь..

- что чувствуешь к родителям? попробуй сказать: ты нужен(на) мне, мне тебя не хватает. Можно к тебе? Теперь пересядь на родителя: как родитель относится к взрослому?

Пересаживаем ребенка в родителя, затем родителя во взрослого, затем ребенка во взрослого по предыдущей схеме, все время спрашивая о динамике чувств.

- затем ставим еще стул: представь что это родители твоих родителей, пересядь туда...затем вернись к ребенку..

- попробуй сказать бабушке что ты хочешь...что чувствуешь?

- опять пересядь во взрослого. Как теперь твоему взрослому? Скажи ему -  я тебя вижу и иду к тебе. Я теперь могу делать и поступать как взрослый.

- теперь сядь в ребенка и скажи взрослому и родителю: я принимаю вас обоих, вы оба значимы для меня и вы во мне. А ваши отношения (проблемные зоны в клиенте) я оставляю вам.

- Поставь родителей(либо одного из них) в образе стула впереди себя и скажи  из роли ребенка о проблемной теме, например: ты мой папа а я твоя дочь, так получилось что ты ушел рано из жизни (ты обижал меня...бросил...не любил....предал...) и я прощаю тебя

- поставь сзади себя (ребенка бабушку и скажи: ты моя бабушка и ты во мне,  ты умерла а я живу и мне надо успеть сделать...

Говорить ключевые вещи что хочется сделать.

- добавить (если работа с горем-потерей при смерти родителей): в светлую память о тебе я сделаю что-нибудь хорошее...я знаю что у тебя не все получилось и ты будешь рад моим успехам.

- сделай шаг к папе и представь как ребенок его обнимает

- представь маму рядом с папой. Скажи: вы мои родители. Так получилось что отношения у нас (у вас) не сложились как я хотела. И я долгие годы обвиняла тебя мама. Но теперь прощаю и ты прости меня просто потому что ты моя мама а я твоя дочка. Ради папы..

сделать глубокий наклон в сторону мамы(родителей) и глубокий выдох.

Как работает травматерапия Эрика Берна

Что теперь чувствуешь?

  • скажи папе: теперь я тебя отпускаю...иди с миром (при работе с горем-потерей)
  • сделай вдох и отпусти
  • отворачиваем клиента в другую сторону. Это в будущее
  • ставим стулья в ряд: сядь на каждый и проговори свои чувства теперь
  • какой стул более комфортный? чем отличается?
  • какая часть развивается теперь?
  • предлагаю закончить на этом...опубликовано econet.ru

Автор Татьяна Силаева 

Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе 

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами. 

В связи с теневым баном, мы создали новую группу в фейсбуке Econet7. Подписывайтесь!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.by/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Человек живет не тем, что съеда­ет, а тем, что переваривает. Это оди­наково справедливо для ума и для тела. Бенджамин Франклин
    Что-то интересное