Подпишись

Расстройства сознания

Экология жизни: Для тибетской медицины характерен комплексный подход к проблемам расстройства сознания, который включает в себя три уровня – магически-религиозный, тантрический и органический. Это не только система врачевания, это и духовная практика, истоки которой находятся в глубине тысячелетий.

Для тибетской медицины характерен комплексный подход к проблемам расстройства сознания, который включает в себя три уровня – магически-религиозный, тантрический и органический.

Это не только система врачевания, это и духовная практика, истоки которой находятся в глубине тысячелетий.

Добуддийская традиция Бон, индийская Аюрведа, древняя китайская медицина, буддизм, древние знания персидской медицины, – вот что составило дух и практику тибетских целителей.

Расстройства сознанияФото: Amy McTigue

Магически-религиозный подход. В традиции тибетской психиатрии главной причиной безумия всегда считалась одержимость злыми духами. Эта традиция восходит еще к добуддийскому прошлому (религия Бон) тибетской медицины. Другая сторона этого подхода – дхармическая медицина (буддийская практика). Одно из значений санскритского слова «дхарма» – «то, что удерживает на пути» (имеется в виду путь истины), а тибетское слово с таким значением «чос» происходит от глагола, означающего «врачевать». Таким образом, сам буддизм, практика дхармы становится средством лечения душевных помрачений, которые препятствуют человеку на пути к просветлению.

Тантрическая медицина использует термин «бхута-видья» для обозначения болезней, вызванных невидимыми силами (духами). К этим болезням относятся эпилепсия, различные психические заболевания. На самом деле тантрическая медицина служит своеобразным мостом между религиозной практикой дхармы и научной медициной. Тантрические практики направлены на очищение «тонкого» тела человека, которое находится как бы между духовным уровнем и грубым уровнем физического тела.

Органический подход основан на теории трех жизненных начал (они же ньепа – виновники всех болезней) – Лунг (Ветер), Трипа (Желчь) и Бедкен (Слизь). Эти три жизненных начала формируют конституционный тип человека – тип Ветра, Желчи или Слизи, в зависимости от преобладания определенного начала, или смешанные типы, например, Ветра-Желчи. У каждого из типов по разным причинам может возникнуть дисбаланс преобладающего у них жизненного начала и проявится в виде психопатологии. Кроме того, расстройства Желчи, Слизи или Ветра на уровне психики может сопровождаться соответствующим физическим заболеванием, что в научной медицине известно как психосоматическое расстройство.

Любую болезнь тибетские целители считают вызванной кармой человека, но сугубо кармическими болезнями считаются те, которые не могут быть вылечены лекарствами. Такие болезни лечатся религиозными практиками, например, мантрами. Или же обращаются за помощью к ламе, чтобы он провел необходимые ритуалы. Лама как высокореализованное существо может определить духовные причины болезни и назначить соответствующие пути для ее преодоления.

Болезни, вызванные злыми духами, в том числе, помешательства (психические расстройства) лечатся заклинаниями и религиозными обрядами в сочетании с лечением травами, мазями и специальной диетой.

Наконец, «жизненно важные болезни», болезни, вызванные нарушением равновесия жизненных начал, – основной класс заболеваний, которым занимается тибетская медицина. Этот класс огромен, в него входят почти все болезни, известные мировой медицине. Лечение болезней, вызванных нарушением баланса трех ньепа – Ветра, Желчи и Слизи состоит из четырех стадий или включает в себя четыре категории лечебной практики:

  1. Лечебная диета. Чтобы обуздать стихию «вышедшего из-под контроля» одного из трех виновников болезней, назначается специальный рацион питания, уравновешивающий его преобладание в организме. Ведь каждый продукт питания, согласно учению тибетских целителей, оказывает влияние на какое-либо жизненное начало – сдерживает его или усиливает.
  2. Режим. Если специальной диеты недостаточно для восстановления равновесия жизненных начал, больному рекомендуют изменить образ жизни – от физического, например, больше двигаться на свежем воздухе и сократить время сна, до духовного – не давать хода дурным мыслям, сдерживать гнев, поддерживать в себе благожелательное отношение к окружающим.
  3. Лекарственные препараты. Тибетская фармакология очень богата и разнообразна, но преобладают в ней травы и другие натуральные составляющие. Для лечения используются в основном отвары, настои, мази. Но и продукты питания могут быть назначены в качестве лекарств.
  4. Лечебные процедуры. Различные припарки, прижигания, клизмы, кровопускания, иглоукалывания назначаются как правило в последнюю очередь, если недостаточно диеты и лекарств.

Из трех жизненных начал более всех с психическими расстройствами связан Ветер. Для многих заболеваний, симптомами которых являются состояния нервозности, подавленности, душевной неуравновешенности, а также более серьезные – галлюцинации, бред, буйное помешательство и другие, в тибетской медицине есть термин «срог-лунг» – жизненный ветер. Нарушение естественного течения жизненного ветра в организме человека приводит к расстройствам ума. Более того, Ветер управляет и другими началами – Желчью и Слизью, а также может сними смешиваться. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что все болезни тибетская медицина полагает в той или иной степени психосоматическими, зависимыми от состояния ума.опубликовано econet.ru

Автор: Устинова Юлия

Источник: https://econet.by/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда. Марк Твен
    Что-то интересное